Проблема диагностики результативности педагогического дизайна коммуникаций младших школьников
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-76-85
Аннотация
Рассмотрено понятие педагогического дизайна как инструмента, позволяющего осуществить управление коммуникацией обучающихся. Второй основной задачей представленной публикации является подбор диагностического инструментария, позволяющего оценить педагогическую результативность этого управления. Позиция авторов заключается в том, что педагогический дизайн должен опираться на обоснованные технологические решения (то есть именно на формализованные, репродуцируемые способы деятельности), а также допускать управление с не-педагогическими (или частично-педагогическими) объектами и феноменами. Одним из таких феноменов авторы полагают понятие коммуникации. Представлено обоснование критериев характера участия и роли младших школьников в коммуникационных отношениях, которые соответствуют особенностям педагогического дизайна – в первую очередь технологичности и комплексности. Описан комплекс диагностики коммуникации младших школьников и приведены данные о его апробации. Представлен анализ полученных экспериментальных данных, в том числе дан анализ взаимосвязи компонентов коммуникативных навыков младших школьников специфичных для педагогического дизайна.
Об авторах
М. В. ВоропаевРоссия
Воропаев Михаил Владимирович, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1
С. С. Кучкарева
Россия
Кучкарева Светлана Сергеевна, аспирант, департамент педагогики института педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1
Список литературы
1. Щедровицкий Г.П., Генисаретский О.И. Методологическая картина дизайна // Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. М., 1990. Вып. 61. Ч. 1. Теоретические и методологические исследования в дизайне: избранные материалы. С. 317-328.
2. Britain S. A Review of Learning Design. Concept, Specifications and Tools: a Report for the JISC E-Learning Pedagogy Programme. 2004. 27 p. URL: https://staff.blog.ui.ac.id/harrybs/files/2008/10/ learningdesigntoolsfinalrepo-rt.pdf (accessed: 16.02.2019).
3. Lohr L., Ursyn A. Visualizing the instructional design process: seven usability strategies for promoting creative instruction // Design Principles and Practices: an International Journal. 2010. Vol. 4. № 2. P. 427-435. DOI 10.18848/1833-1874/CGP/v04i02/37869
4. O’Reilly M. Educational design as transdisciplinary partnership: supporting assessment design for online // Beyond the Comfort Zone: Proceedings of the 21st ASCILITE Conference / ed. by R. Atkinson, C. McBeath, D. Jonas-Dwyer, R. Phillips. Perth, 2004. P. 724-733. URL: http://www.ascilite.org.au/confe-rences/per-th04/procs/orielly.html (accessed: 26.02.2019).
5. McKenney S., Mor Y. Supporting teachers in data-informed educational design // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46. № 2. P. 265-279. DOI 10.1111/bjet.12262
6. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. 2003. № 30. С. 2-31.
7. Абызова Е.В. Технология формирования информационно-конструктивной компетентности студентов – будущих педагогов: на примере изучения основ педагогического дизайна: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012.
8. Грецова А.П. Развитие познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2016.
9. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 306-330.
10. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. М.: РАН, 1977. 18 с.
11. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2000.
12. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
Рецензия
Для цитирования:
Воропаев М.В., Кучкарева С.С. Проблема диагностики результативности педагогического дизайна коммуникаций младших школьников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(181):76-85. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-76-85
For citation:
Voropaev M.V., Kuchkareva S.S. The issue of diagnostics of educational design efficiency of younger students’ communication. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(181):76-85. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-76-85