Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Психолого-педагогические условия формирования коллокационной компетенции студентов на основе комплексного задания «Диктоглосс»

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-56-64

Аннотация

Основная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что предполагает развитие речевых умений и навыков. В связи с преобладающим в методике компетентностным подходом, а также на основе лексического подхода особое внимание уделяется развитию коллокационной компетенции. Так как овладение лексикой происходит на основе изучения сочетаемости слов и фраз, а коллокации – это определенные слова в языке, с тенденцией употребляться вместе, то следует говорить о включении коллокационной компетенции в коммуникативную компетенцию. Информатизация образования накладывает отпечаток на методику преподавания иностранного языка. Для успешного осуществления образовательного процесса в современном мире необходима сформированность лингвокомпьютерной компетенции как у студентов, так и у преподавателя. Анализ методической литературы показал, что вопрос психолого-педагогических условий формирования коллокационной компетенции студентов не очень хорошо раскрыт в отечественной и зарубежной методической литературе и требует более подробного изучения. В представленном исследовании: 1) проведен анализ работ отечественных и зарубежных ученых по вопросам психолого-педагогических условий формирования компетенций; 2) доказана важность формирования коллокационной компетенции студентов; 3) изучен вопрос формирования лингвокомпьютерной компетенции как студентов, так и преподавателей; 4) определено ключевое место комплексного задания «Диктоглосс» как средства для формирования коллокационной компетенции, а также как средства формирования и развития лингвокомпьютерной компетенции.

Об авторе

И. Н. Аксенова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Аксенова Инга Николаевна, преподаватель кафедры иностранных языков

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1



Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.

2. Аксенова И.Н. Роль коллокаций в формировании лексических навыков речи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 181. С. 17-25. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-17-25

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2010. 192 с.

5. Аксенова И.Н. Лингводидактический потенциал комплексного задания «Диктоглосс» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 180. С. 70-78. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-70-78

6. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2009. 22 с.

7. Евстигнеев М.Н. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Вопросы методики преподавания в вузе. 2010. № 13. С. 118-130.

8. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммуникативных исследований // Образовательные технологии и общество. 2005. Т. 8. № 2. C. 257-265.

9. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 44-48.

10. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Великий Новгород, 2005. 237 с.

11. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения: междисциплинарный подход. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 248 с.

12. Geissler J.E., Horridge P. University students’ computer knowledge and commitment to learning // Journal of Research on Computing in Education. 1993. Vol. 25 (3). P. 347.

13. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: Просвещение, 2010. 239 с.

14. Клочихин В.В. Формирование коллокационной компетенции обучающихся на основе электронного лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 179. С. 69-80. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-179-69-80

15. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 99-111.


Рецензия

Для цитирования:


Аксенова И.Н. Психолого-педагогические условия формирования коллокационной компетенции студентов на основе комплексного задания «Диктоглосс». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(185):56-64. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-56-64

For citation:


Aksenova I.N. Psychological and pedagogical conditions of collocational competence development of students based on the complex task “Dictogloss”. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(185):56-64. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-56-64

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)