Особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-77-85
Аннотация
В связи с трансформацией социально-экономической обстановки в России произошли серьезные изменения в структуре российской семьи, во взаимоотношениях ее членов, то есть явно наблюдается кризис нашей отечественной семьи, появляются неполные семьи. Проанализированы объективные обстоятельства и субъективные причины появления и существования матерей-одиночек и отцов-одиночек, воспитывающих одного ребенка или нескольких детей. Такая категория неполных семей требует специального подхода в работе психологов, педагогов, медиков и социальных работников. Как показывает анализ источников по проблеме неполной семьи, она теоретически мало проработана, поэтому предметом исследования стали особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами. Замечено, что с научной точки зрения интересные данные в отношении матерей-одиночек привел исследователь С.И. Голод, однако показатели 90-х гг. прошлого столетия в настоящее время явно устарели, и возникла необходимость произвести новые изыскания в этом направлении. Возник вполне естественный вопрос: «Можно ли считать одиноких матерей и одиноких отцов, воспитывающих детей без второй половины, семьями?». Приведена аргументация в пользу того, что такое сообщество является семьей, хоть и неполной. Теоретико-методологическими основаниями исследования были философские и психологические подходы (системно-структурный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный, ценностно-мотивационный, отношенческий, духовно-нравственный). В исследовании использовались следующие методы: анализ научных источников, наблюдение, интервью, мыслительные операции (анализ, обобщение, структуризация). В результате исследования высвечены причины таких неполных семей, особенности и трудности общения с детьми, в большинстве случаев материальные недостатки, испытывающие каждая мать и каждый отец, воспитывающие одного или нескольких детей. Поэтому педагоги, психологи, медицинские и социальные работники должны учитывать не только типические, но индивидуальные подходы в деятельности с такой категорией неполных семей.
Об авторах
А. К. ГажаРоссия
Гажа Андрей Константинович, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой психиатрии
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Л. А. Романина
Россия
Романина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
М. И. Старов
Россия
Старов Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социальной и возрастной психологии
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 131 с.
2. Горькая Ж.В. Психология ценности. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 92 с.
3. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Семья как коллективный субъект в системе взаимоотношений личности // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы: материалы 7 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Зобков. Владимир: ГОУ ВПО Вл.ГУ, ВИПКРО: Собор, 2010. С. 115-119.
4. Харькова Н.А. Семейные ценности как условия развития ответственного отношения молодежи к вступлению в брак // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2010. С. 134-138.
5. Каримова З.Х. Жизненные ценности одиноких матерей // Социологические исследования. 2007. № 6 (278). С. 131-134.
6. Дорожкина О.А. Сиротство в России: историко-педагогический анализ. Тамбов, 2000. 51 с.
7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. М., 1990.
8. Пронская Е.С. Почему нас все меньше? // Человек и труд. 2001. № 4.
9. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб: Знание, 1999. 352 с.
10. Позднякова Т.Н. Изучение установок родителей и их влияния на процесс гендерной социализации ребенка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105). С. 123-127.
11. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: кн. для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. 273 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гажа А.К., Романина Л.А., Старов М.И. Особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(186):77-85. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-77-85
For citation:
Gazha A.K., Romanina L.A., Starov M.I. Peculiarities of the psychological and pedagogical activity of social sphere specialists with single mothers and single fathers. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(186):77-85. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-77-85