Использование визуально-когнитивного подхода для обучения иностранному языку в техническом вузе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1565-1577
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Актуальность. Актуальными представляются разработка и внедрение визуально-когнитивного подхода в обучении методам извлечения, обработки, запоминания, хранения, передачи большого объема информации, а также ее преобразование и переосмысление в новых реалиях для развития концептуального мышления и формирования умений когнитивной саморегуляции. Целью исследования является разработка модели применения элементов когнитивной визуализации учебного материала в обучении иностранному языку в техническом вузе.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды В.З. Демьянкова, А.А. Вербицкого, Т.А. Сыриной, А.Н. Погребновой, Л.Е. Мнгуни и др. При проведении исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной и методической литературы, теоретический синтез, опытно-экспериментальная работа, обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования. Рассмотрено применение визуально-когнитивного подхода при работе с визуальной информацией в виде видеоматериалов, представлен набор упражнений в рамках этого подхода для формирования профессиональных коммуникативных навыков. Представлены этапы работы с видеороликом и обработки информации в когнитивных структурах. Все задания содержат элементы когнитивной визуализации, что позволяет обработать, структурировать, закрепить, интерпретировать информацию, представленную в видеофрагменте. Итогом занятия является творческое задание, стимулирующее развитие творческого мышления и самостоятельности.
Выводы. Визуально-когнитивный подход к изучению иностранного языка может быть эффективным инструментом для стимулирования учебного процесса и повышения мотивации обучающихся. Когнитивные стратегии, в свою очередь, направлены на развитие умственных процессов, таких как внимание, память, мышление и решение проблем
Об авторах
А. В. ВарушкинаРоссия
Варушкина Анастасия Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
В. В. Поталуй
Россия
Поталуй Валерия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
Е. А. Ширшикова
Россия
Ширшикова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры
иностранных языков
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
Список литературы
1. Землинская ТЕ, Ферсман НГ. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента. Научно-технические ведомости СпбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016;4(255):153-159.
2. Курашинова АХ, Бураева ЛА. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021;4(79):200-202.
3. Погребнова АН. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к решению различных учебных задач в контексте высшей школы. Педагогический журнал. 2017;Том 7(№4А):246-262.
4. Зиновьева ЛЮ, Леонова АС. Когнитивно-визуальные технологии развития информационной компетенции будущего переводчика. Ярославский педагогический вестник. 2019;№ 5(110):67-73.
5. Patterson Robert E, Blaha Leslie M, Grinstein Georges G, Liggett Kristen, Kaveney David E, Sheldon Kathleen C, Havig Paul R, Moore Jason A. A human cognition framework for information visualization. Computers & Graphics. 2014;Volume 42:42-58.
6. Mnguni Lindelani E. The theoretical cognitive process of visualization for science education. Springer Plus 3. 2014;URL: https://doi.org/10.1186/2193-1801-3-184 (дата обращения 27.06.2024).
7. Трубина ЗИ. Использование приемов когнитивной визуализации учебного материала при обучении иностранному языку. Нижневартовский филологический вестник. 2020;№ 2:73-83.
8. Сырина ТА. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016;№7(172):81-85.
9. Путистина ОВ. Когнитивная визуализация как способ развития учебной автономии в иноязычном образовании. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021;Том6(№ 5):871-877.
10. Макарова НВ, Шапиро КВ. Методика проектирования когнитивных карт уроков. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2020; № 198:66-74.
11. Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А. Использование ментальных карт для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;Т.28.(№ 5):1206-1217.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А. Использование визуально-когнитивного подхода для обучения иностранному языку в техническом вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(6):1565-1577. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1565-1577
For citation:
Varushkina A.V., Potaluy V.V., Shirshikova E.A. The use of visual and cognitive approach to the foreign language teaching at a technical university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(6):1565-1577. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1565-1577
ISSN 2782-5825 (Online)