Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Использование визуально-когнитивного подхода для обучения иностранному языку в техническом вузе

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1565-1577

Аннотация

Актуальность. Актуальными представляются разработка и внедрение визуально-когнитивного подхода в обучении методам извлечения, обработки, запоминания, хранения, передачи большого объема информации, а также ее преобразование и переосмысление в новых реалиях для развития концептуального мышления и формирования умений когнитивной саморегуляции. Целью исследования является разработка модели применения элементов когнитивной визуализации учебного материала в обучении иностранному языку в техническом вузе.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды В.З. Демьянкова, А.А. Вербицкого, Т.А. Сыриной, А.Н. Погребновой, Л.Е. Мнгуни и др. При проведении исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной и методической литературы, теоретический синтез, опытно-экспериментальная работа, обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования. Рассмотрено применение визуально-когнитивного подхода при работе с визуальной информацией в виде видеоматериалов, представлен набор упражнений в рамках этого подхода для формирования профессиональных коммуникативных навыков. Представлены этапы работы с видеороликом и обработки информации в когнитивных структурах. Все задания содержат элементы когнитивной визуализации, что позволяет обработать, структурировать, закрепить, интерпретировать информацию, представленную в видеофрагменте. Итогом занятия является творческое задание, стимулирующее развитие творческого мышления и самостоятельности.
Выводы. Визуально-когнитивный подход к изучению иностранного языка может быть эффективным инструментом для стимулирования учебного процесса и повышения мотивации обучающихся. Когнитивные стратегии, в свою очередь, направлены на развитие умственных процессов, таких как внимание, память, мышление и решение проблем

Об авторах

А. В. Варушкина
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Россия

Варушкина Анастасия Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а



В. В. Поталуй
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Россия

Поталуй Валерия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а



Е. А. Ширшикова
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Россия

Ширшикова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры
иностранных языков

394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а



Список литературы

1. Землинская ТЕ, Ферсман НГ. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента. Научно-технические ведомости СпбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016;4(255):153-159.

2. Курашинова АХ, Бураева ЛА. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021;4(79):200-202.

3. Погребнова АН. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к решению различных учебных задач в контексте высшей школы. Педагогический журнал. 2017;Том 7(№4А):246-262.

4. Зиновьева ЛЮ, Леонова АС. Когнитивно-визуальные технологии развития информационной компетенции будущего переводчика. Ярославский педагогический вестник. 2019;№ 5(110):67-73.

5. Patterson Robert E, Blaha Leslie M, Grinstein Georges G, Liggett Kristen, Kaveney David E, Sheldon Kathleen C, Havig Paul R, Moore Jason A. A human cognition framework for information visualization. Computers & Graphics. 2014;Volume 42:42-58.

6. Mnguni Lindelani E. The theoretical cognitive process of visualization for science education. Springer Plus 3. 2014;URL: https://doi.org/10.1186/2193-1801-3-184 (дата обращения 27.06.2024).

7. Трубина ЗИ. Использование приемов когнитивной визуализации учебного материала при обучении иностранному языку. Нижневартовский филологический вестник. 2020;№ 2:73-83.

8. Сырина ТА. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016;№7(172):81-85.

9. Путистина ОВ. Когнитивная визуализация как способ развития учебной автономии в иноязычном образовании. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021;Том6(№ 5):871–877.

10. Макарова НВ, Шапиро КВ. Методика проектирования когнитивных карт уроков. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2020; № 198:66-74.

11. Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А. Использование ментальных карт для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;Т.28.(№ 5):1206-1217.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А. Использование визуально-когнитивного подхода для обучения иностранному языку в техническом вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(6):1565-1577. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1565-1577

For citation:


Varushkina A.V., Potaluy V.V., Shirshikova E.A. The use of visual and cognitive approach to the foreign language teaching at a technical university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(6):1565-1577. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1565-1577

Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)