Волонтёрство как конвергентный инструмент в развитии надпрофессиональных компетенций в профессиональном образовании: экспертное мнение
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-184-198
Аннотация
Актуальность. Сегодня волонтерство – это не просто тренд, а норма жизни активной современной молодежи. Источником социальных изменений становится само общество. В нашей стране закладывается основательный фундамент волонтерства на всех уровнях образования, распространяя свое влияние на другие сферы жизни общества. Ассоциация Добро.pф развивает концепцию «Волонтерство через всю жизнь», над которой работает большая команда – и государство в лице различных ведомств, и крупнейшие НКО, и сами граждане России. С внедрением законодательных актов и стратегических документов, направленных на развитие в образовательных организациях высшего образования воспитательной деятельности и программы «Обучение служением», высокую актуальность приобретает поиск эффективных инструментов и практик, ориентированных на развитие надпрофессиональных компетенций студентов, а также адаптивных образовательных программ. Цель исследования – определить ключевые тенденции развития надпрофессиональных компетенций студентов в процессе интеграции практик добровольчества в учебную и внеучебную деятельность.
Методы исследования. С использованием метода экспертного интервью добровольчество исследовано как инструмент практико-ориентированного образования, имеющего высокую воспитательную ценность и направленного на развитие профессиональных и надпрофессиональных компетенций.
Результаты исследования. Представлены результаты экспертного интервью с представителями профессионального сообщества в сфере образования в Российской Федерации, которые отражают позитивное отношение респондентов к волонтерству как к перспективному инструменту развития надпрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, выступающему эффективным элементом молодежной и воспитательной политики образовательных организаций высшего образования.
Выводы. Подтверждена значимость университетов в формировании и продвижении культуры и ценностей добровольчества, а также обоснованы возможности включения в образовательный процесс волонтерства как эффективного конвергентного инструмента в развитии надпрофессиональных и профессиональных компетенций студентов.
Об авторах
Т. А. НамРоссия
Нам Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарного института, директор Центра волонтерских проектов «Гармония»
195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
М. В. Смирнов
Россия
Смирнов Максим Владимирович, ассистент Высшей школы лингвистики и педагогики, специалист по работе с молодежью Центра волонтерских проектов «Гармония»
195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
В. В. Ли
Россия
Ли Виолетта Владиславовна, специалист по работе с молодежью Центра волонтерских проектов «Гармония»
195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Список литературы
1. Воротынцева А.В., Воротынцев И.В., Бойко К.А. Формирование кадров для современной экономики (на примере системы наставничества в вузе) // Цифровая и отраслевая экономика. 2021. № 1 (22). С. 80-91. https://elibrary.ru/pxwwgc
2. Лобатюк В.В., Быльева Д.С. Традиция в информационном обществе // Философская мысль. 2024. № 7. С. 44-56. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.7.70605, https://elibrary.ru/pikfqj
3. Evans C., Yusof Z.N. Volunteering: A viable alternative work experience for university students? // Industry and Higher Education. 2022. Vol. 37. Issue 1. P. 110-120. https://doi.org/10.1177/09504222221093180
4. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ показателей эффективности университетов – участников исследовательского трека программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 49-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-49-63, https://elibrary.ru/eudcie
5. Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Протасов Д.С. Трансформирующая агентность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования // Образование и наука. 2024. № 4. С. 169-200. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-169-200, https://elibrary.ru/pigvny
6. Нятина Н.В., Головацкий Е.В., Григорик Н.Н. Добровольческая активность студенческой молодежи Кузбасса в условиях современного российского общества // Регионология. 2024. Т. 32. № 4. С. 749-767. https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.032.202404.749-767, https://elibrary.ru/slawco
7. Ушакова Я.В., Зернов Д.В., Ситникова И.В. Факторы формирования креативных студенческих команд // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 8. С. 144-173. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-144-173, https://elibrary.ru/otqblz
8. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Волонтерство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 69-79. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79, https://elibrary.ru/gbqzdb
9. Нам Т.А., Попов Д.Г., Смирнов М.В. Медиаволонтерство в профессиональном образовании в контексте методики «Обучение служением»: экспертное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1387-1399. https://doi.org/10.20310/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1387-1399, https://elibrary.ru/sbernw
10. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Земцов Д.И., Метелев А.П. Готовность студентов вузов к общественному служению // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 9-26. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-9-26, https://elibrary.ru/pndhxs
11. Рябова Т.В. Социально-культурные практики в системе средств развития личности // Вестник СанктПетербургского государственного института культуры. 2019. № 4 (41). С. 152-158. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-4-152-158, https://elibrary.ru/jciqim
12. Земцов Д.И. «Третья миссия» университета? Модель университета как элемент проекта общественного развития // Вопросы философии. 2023. № 12. С. 65-75. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-65-75, https://elibrary.ru/wamxuq
13. Попова Н.В., Зиновьева О.В., Вдовина Е.К. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 317-333. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333, https://elibrary.ru/ojhqhs
14. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 226-235. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19, https://elibrary.ru/bgrkii
15. Ахмадова З.М. Формирования творческой активности студенческой молодежи средствами проектирования социально-культурной деятельности в условиях вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 23-26. https://elibrary.ru/efslhv
16. Медведева О.Д., Рубцова А.В., Чичерина Н.В. Мониторинг развития метакогнитивных навыков на основе модульного обучения иностранному языку в не профильных вузах // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 6 (98). С. 145-152. https://doi.org/10.24158/spp.2022.6.20, https://elibrary.ru/fhkapv
17. Нам Т.А., Смирнов М.В. Социально значимые технологии в профессиональном образовании на примере «Обучение служением» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2024. Т. 13. № 1. С. 99-115. https://doi.org/10.57769/2227-8591.12.1.07, https://elibrary.ru/gxpugx
Рецензия
Для цитирования:
Нам Т.А., Смирнов М.В., Ли В.В. Волонтёрство как конвергентный инструмент в развитии надпрофессиональных компетенций в профессиональном образовании: экспертное мнение. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):184-198. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-184-198
For citation:
Nam T.A., Smirnov M.V., Li V.V. Volunteering as a convergent tool in the supra-professional competencies development in vocational education: expert opinion. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):184-198. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-184-198