Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Учебная экскурсия в практике преподавания РКИ: формирование коммуникативной компетенции

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1650-1662

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена одна из инновационных форм обучения русскому языку как иностранному – учебная экскурсия, с помощью которой формируются все компоненты коммуникативной компетенции: языковой, дискурсивный, прагматический и социокультурный. На основании теоретических аспектов исследования рассмотрена специфика компетентностного подхода, суть и структура коммуникативной компетенции, ее роль в изучении иностранного языка, дано общее представление об инновационных формах обучения русскому как иностранному, предложены критерии отбора аутентичных текстов для разработки учебной экскурсии. Отдельное внимание уделено педагогическим задачам, которые решают занятия в форме экскурсии: отработка новой лексики, коммуникация в реалистичных условиях, трансляция сведений о русской истории и культуре в естественной ситуации общения и др. Цель исследования – определение дидактического потенциала экскурсии как формы занятия.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили тематические аутентичные тексты, видеозаписи и изображения, учебные пособия по РКИ, используемые на занятиях с иностранными студентами. Применялись следующие методы исследования: описательно-аналитический метод, понятийный анализ, метод проектирования.
Результаты исследования. В качестве методического материала предложена система заданий для пред- и постэкскурсионного этапов, представлены рекомендации по организации обучения в рамках экскурсии.
Выводы. Предложено использовать формат экскурсии по городу для: 1) введения необходимой лингвострановедческой информации; 2) закрепления известной лексики и расширения словарного запаса по темам «Город и транспорт», «Биография» и др.; 3) отработки глаголов движения; 4) развития навыков самостоятельного устного высказывания; 5) формирования навыков работы в команде

Об авторах

М. В. Терских
ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия

Терских Марина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики

644077, г. Омск, пр-кт Мира, 55-А



О. А. Зайцева
ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия

Зайцева Ольга Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики

644077, г. Омск, пр-кт Мира, 55-А



Список литературы

1. Щукин А.Н. Компетенция или компетентность // Русский язык за рубежом. 2008. № 5 (210). С. 14-20. https://elibrary.ru/jvnulf

2. Каплун О.А. Сравнительная характеристика понятий «лингвистическая компетенция» и «языковая компетенция» и их структурных компонентов в методике преподавания русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4 (60). С. 277-279. https://elibrary.ru/tmqavv

3. Nailissaadah L., Triastuti A. Representation of communicative competence in an English textbook // International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding. 2023. Vol. 10. № 12. P. 64-75. http://dx.doi.org/10.18415/ijmmu.v10i12.5212

4. Caner M., Çelik A. The Communicative Competence Elements in the Foreign Language Textbooks: A Descriptive Case Study on Turkish and English Textbooks // International Association for Research on Textbooks and Educational Media. 2020. Vol. 10. № 1. P. 1-19. https://doi.org/10.21344/iartem.v12i1.727

5. Herdiawan R.D. Communicative Competence in EFL Learning // Journal of English Language Learning (JELL). 2019. Vol. 2. № 1. P. 40-55. http://dx.doi.org/10.31949/jell.v2i1.2235

6. Смольянинов М.В. Использование лингвострановедческой информации при обучении иностранному языку: актуальные вопросы современной методики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 121-128. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-121-128, https://elibrary.ru/cwlaxf

7. Добижи С.П., Сафронова Е.А. Место экскурсии в системе занятий по лингвострановедению // Язык. Общество. Медицина: материалы 15 Юбилейной респуб. студ. науч.-практ. конф. Гродно, 2016. С. 385-387. https://elibrary.ru/iyqasv

8. Московкин Л.В., Шамонина Г.Н. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 144 с.

9. Капелюшник Е.В., Потураева Е.А. Интерактивные методы в обучении аудированию // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 251-259. https://elibrary.ru/wxjded

10. Смирнова Л.Е. Подбор аутентичных материалов для практических занятий по иностранному языку // Инновационная наука. 2016. № 4-4 (16). С. 108-110. https://elibrary.ru/vsuoyh

11. Боброва Т.О. К вопросу о критериях отбора и возможностях использования аутентичных материалов при обучении иностранному языку в вузе // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сб. материалов 2 Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. С. 118-123. https://elibrary.ru/zvwquf

12. Mamba M.A. Authentic materials: fostering collaborative language learning // European Journal of English Language Teaching. 2024. Vol. 9. № 2. P. 63-70. http://dx.doi.org/10.46827/ejel.v9i2.5419.

13. Orooq G., Anwar H.-A.R. Use of Authentic Materials in English as a Foreign Language Classrooms: Challenges, Reasons, Types and Frequency // Journal of Educational Sciences. 2022. Vol. 20. № 20. P. 160-175. https://doi.org/10.29117/jes.2022.0092

14. Tanihardjo J., Stardy R. The use of Authentic Materials in Developing Grammar Profiency // Prosiging Konferensi Linguistik Tahunan Atma Jaya. 2022. Vol. 20. № 20. P. 183-188. http://dx.doi.org/10.25170/kolita.20.3793

15. Akib D.F. The Effect of Authentic Materials on EFL Student’s Vocabulary Achievements // Teaching English as Foreign Language Journal. 2020. Vol. 8. № 1. P. 22-26. http://dx.doi.org/10.47178/teflo.v8i1.1606


Рецензия

Для цитирования:


Терских М.В., Зайцева О.А. Учебная экскурсия в практике преподавания РКИ: формирование коммуникативной компетенции. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(6):1650-1662. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1650-1662

For citation:


Terskikh M.V., Zaytseva O.A. Educational excursion in teaching Russian as a foreign language: developing communicative competence. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(6):1650-1662. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1650-1662

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)