Применение упражнений на лошади для улучшения навыков ходьбы и развития равновесия у детей с детским церебральным параличом
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-215-222
Аннотация
Актуальность. Несмотря на высокую ценность иппотерапии как средства реабилитации, в настоящее время в доступной научной литературе встречается крайне мало сведений о целенаправленных исследованиях, направленных на изучение влияния биомеханики лошади на пациента и формирование у него навыков ходьбы и равновесия в процессе занятий иппотерапией. Цель исследования – экспериментально обосновать и оценить эффективность применения комплекса упражнений на лошади для улучшения навыков ходьбы и развития равновесия у детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы и медицинской документации, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, функциональное тестирование по методике “Habilect”, методы математико-статистической обработки данных.
Результаты исследования. Курс иппотерапии для детей с ДЦП позволяет получить положительную динамику в показателях паттернов походки и приблизить их к уровню здоровых детей. Причем максимальный положительный эффект зафиксирован в таких показателях, как длина шага, скорость шага и цикл шага. Доказан значимый коррекционный эффект от иппотерапии при ДЦП.
Выводы. Верховая езда не только создает базу для формирования правильного двигательного акта, но и всесторонне развивает ребенка, делая его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым, что позволяет рекомендовать применение иппотерапии как в программах комплексной реабилитации, так и как самостоятельное средство при ДЦП.
Об авторах
Л. В. ВиноградоваРоссия
Виноградова Лариса Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры спортивной медицины и адаптивной физической культуры
214018, г. Смоленск, пр-кт Гагарина, 23
Н. И. Федорова
Россия
Федорова Наталья Игоревна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивной медицины и адаптивной физической культуры
214018, г. Смоленск, пр-кт Гагарина, 23
Список литературы
1. Хабарова О.Л., Мануйлова Г.И. Иппотерапия как способ реабилитации // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2024. С. 320-323. https://elibrary.ru/gqkfkm
2. Беляева С.Е. Иппотерапия как метод реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП) // Медицина и образование. 2020. № 1 (5). С. 52. https://elibrary.ru/pqlnrk
3. Ларина Е.А., Галант Я.С., Дорожукова П.Р. Иппотерапия как комплексный коррекционноразвивающий метод реабилитации детей с ДЦП // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2021. № 2 (88). С. 66-75. https://doi.org/10.52252/26867222_2021_2_66, https://elibrary.ru/nuwzqq
4. Бондаренко Д.В., Ильченко А.А., Мирошникова С.С., Бондаренко М.П. Иппотерапия как метод увеличения двигательной активности у детей с ДЦП // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 67-70. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p67-70, https://elibrary.ru/rlwknc
5. Туровник Е.А., Агошков В.В. Иппотерапия как метод лечебной физической культуры // Аллея науки. 2024. Т. 1. № 5 (92). С. 239-242. https://elibrary.ru/mqeypc
6. Мингалова Р.С. Иппотерапия в комплексной реабилитации // Развитие системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чита, 2021. С. 166-168. https://elibrary.ru/evjdue
7. Жутяева А.А., Фролова С.В., Алпатова Н.С. Иппотерапия в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 65-68. https://elibrary.ru/mrtvvd
8. Головинова И.Ю., Николаева В.С., Челнокова В.С. Иппотерапия как метод лечебной физической культуры // Наука-2020. 2020. № 8 (44). С. 184-188. https://elibrary.ru/upcnyp
9. Лебедева Н.А., Герасименко М.О. Иппотерапия как один из методов коррекции эмоциональноволевых нарушений у детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2021. № 6-2. С. 111-114. https://elibrary.ru/mffsra
10. Кохан С.Т., Грабовская Я.И. Результаты применения иппотерапии у детей с нарушением двигательной активности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 354-357. https://elibrary.ru/wecoes
11. Глазкова Е.И., Рукавишникова И.Ю., Гребнева К.А., Гриб С.В. Применение дополнительных занятий по иппотерапии в процессе адаптивного физического воспитания старших школьников с моноплегией верхней конечности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 72-74. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p72-75, https://elibrary.ru/waubaz
12. Садыгова О.В. Использование иппотерапии в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2021. № 9. С. 9-12. https://elibrary.ru/cyyyjl
13. Сапармырадов Р.Д., Халлыева А.З. Преимущества иппотерапии: международная перспектива и значение // Академическая публицистика. 2024. № 5-1. С. 468-471. https://elibrary.ru/taiimm
14. Сергеева Е.М. Методика комплексной оценки лошади для использования ее в иппотерапии // Интеграция образования, науки и практики в АПК: проблемы и перспективы: сб. материалов 3 Междунар. науч.-практ. конф. Луганск, 2023. С. 222-225. https://elibrary.ru/flpuot
15. Матвеева И.С. Иппотерапия и сферы ее применения // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 11 (149). C. 1-7. https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.149.30, https://elibrary.ru/htkrlb
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Виноградова Л.В., Федорова Н.И. Применение упражнений на лошади для улучшения навыков ходьбы и развития равновесия у детей с детским церебральным параличом. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):215-222. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-215-222
For citation:
Vinogradova L.V., Fedorova N.I. Using horseback riding exercises to improve walking skills and develop balance in children with cerebral palsy. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):215-222. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-215-222