Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Инновация в иноязычном образовании как идея с новыми возможностями

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-118-131

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены факторы, воздействующие на организацию иноязычной подготовки студентов в техническом вузе, способных к созданию инновационных продуктов в соответствии с целями, поставленными перед системой высшего образования. Цель исследования – проанализировать теоретическое осмысление понятия «инновация» в его методологических аспектах в рамках языкового образования в техническом вузе, выявить перспективы инновационного решения в области совершенствования некоторых аспектов содержания иноязычного образования.

Материалы и методы. Использовался комплекс теоретических методов: а) изучение и анализ лингводидактических публикаций и философских работ по теме «Инноватика»; б) изучение опыта использования инновационных приемов и форм работы в зарубежных технических университетах; в) наблюдение за педагогической деятельностью отдельных преподавателей иностранного языка и преподавателей профильных дисциплин за использованием ими инновационных приемов и форм работы в учебном процессе; г) апробация отдельных инновационных приемов в собственной практике работы по преподаванию иностранного языка в техническом университете.

Результаты исследования. Выдвинуто предположение о необходимости отображения использования комплекса различных видов знаний: теоретических, онтологических, эмпирических знаний конкретных научных дисциплин и метазнаний, возникших как результат взаимодействия и конвергенции разных наук. Дано предположение о необходимости использовать комплекс знаний (онтологических, теоретических, эмпирических, модельнопроективных, тестологических, обыденных), которые манифестируются в профессионально-значимых текстах и дискурсах при профессионально-ориентированной иноязычной подготовке в техническом вузе. Возникает необходимость использования в иноязычной подготовке различных текстов по объему, своему характеру и жанрам, в том числе художественных текстов с целью трансляции культурологических смыслов. Описаны организационные аспекты в иноязычной подготовке студентов вуза, а также субъектные детерминанты преподавателя и студента, характерные для инновационного образовательного процесса.

Выводы. На основании синтеза полученного гетерогенного знания можно эффективно построить информационную модель. Она будет адекватной и продуктивной в учебной деятельности по обучению иностранному языку в решении коммуникативно-когнитивных задач.

Об авторах

А. Н. Шамов
Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
Россия

Шамов Александр Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теории и практики иностранных языков и лингводидактики»

Scopus Author ID: 55697418600 

 

603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Е. Н. Панкратова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Россия

Панкратова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Scopus Author ID: 57216844319 

603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Л. Н. Голованова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Россия

Голованова Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Список литературы

1. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. 272 с. https://elibrary.ru/zxstvd

2. Каракозова Е.Н. Методика обучения студентов технического вуза работе с иноязычной профессионально-ориентированной информацией: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 216 с. https://elibrary.ru/hvdtkd

3. Groton D.B., Spadola C.E. Variability, visuals and interaction: online learning recommendations from social work students // Social work education. 2022. № 41 (2). P. 157-165. https://doi.org/10.1080/02615479.2020.1806997

4. Fuhrmann J.T. Endlose Theorie: Zur Relevanz im Kontext von Big Data // Berliner Journal für Soziologie. 2023. Vol. 33. P. 319-350. http://doi.org/10.1007/s11609-023-00502-3

5. Hussin A.A. Education 4.0 made simple: ideas for teaching // International Journal of Education and Literacy Studies. 2018. № 6 (3). P. 92-98. https://doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.6n.3p.92

6. MacNeill Sh., Johnston B. The digital university in the modern age: a proposed framework for strategic development // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2013. № 4 (7). Р. 1-5. http://doi.org/10.21100/compass.v4i7.79

7. Schulz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960. № 68 (6). P. 571-583. https://doi.org/10.1086/258393

8. Лебедев С.А., Гетманова А.Д., Григорян А.А., Жукова Е.А., Казарян В.П., Мелик-Гайказян И.В., Перминов В.Я., Твердынин Н.М., Тищенко П.Д. Философия математики и технических наук. Москва: Академ. проект, 2020. 779 с. https://elibrary.ru/qwnfsz

9. Варламова Е.Ю. Система профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2021. 511 с. https://elibrary.ru/zbripq

10. Петров М.К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки. Москва: РОССПЭН, 2006. 624 с. https://elibrary.ru/qwlnjx

11. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1992. 272 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001644785

12. Огурцов А.П. Наука в перспективе тезаурусной динамики (М.К. Петров как философ науки) // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. 13. № 3. С. 211-221. https://elibrary.ru/luqbaf

13. Чернышов С.В. Иноязычный эмоциональный опыт общения как основа развития эмоционального интеллекта // Шатиловские чтения. Научное методическое наследие и перспективы развития иноязычного образования: сб. науч. тр. Санкт-Петербург, 2023. С. 352-361. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id23-699, https://elibrary.ru/oacuzo

14. Чернышов С.В., Шамов А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. Москва: КНОРУС, 2022. 442 с.

15. Клочихин В.В. Методика обучения студентов коллокациям на основе корпусных технологий искусственного интеллекта (английский язык, языковой факультет): дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2024. 153 с. https://elibrary.ru/litirr

16. Хмаренко Н.И. Обучение студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» с использованием ИКТ (английский язык, языковой вуз): дис … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 253 с. https://elibrary.ru/kerwat

17. Юзбашева Э.Г. Методика обучения студентов грамматическим средствам общения на основе реализации иноязычных интернет-проектов (английский язык, языковой факультет): дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 228 с. https://elibrary.ru/ejkoll

18. Ворохобов А.В., Плисов Е.В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 3. С. 5-23. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-5, https://elibrary.ru/omkohm

19. Чванова М.С. Функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1043-1062. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1043-1062, https://elibrary.ru/rzuauz

20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme

21. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm

22. Сысоев П.В. Технология искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw

23. Сысоев П.В., Твердохлебова И.П. Искусственный интеллект в обучении иностранным языкам: новые возможности и новые вызовы // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 2-5. https://elibrary.ru/lwjoaa

24. Козлова Т.А., Сулима И.И. Тандем антропологии и философии образования как почва формирования профессиональной аутентичности // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 2 (43). С. 14-27. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-14, https://elibrary.ru/iziyyt


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Шамов А.Н., Панкратова Е.Н., Голованова Л.Н. Инновация в иноязычном образовании как идея с новыми возможностями. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):118-131. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-118-131

For citation:


Shamov A.N., Pankratova E.N., Golovanova L.N. Innovation in a foreign language education as an idea with new opportunities. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):118-131. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-118-131

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)