Обучение Elevator Pitch на занятиях по иностранному языку в техническом вузе как ключевому навыку современной научной коммуникации
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-67-83
Аннотация
Актуальность. В условиях междисциплинарности и глобализации науки ключевым навыком для современных исследователей является умение эффективно коммуницировать с различной аудиторией. В этой связи особое значение имеет жанр Elevator Pitch – краткая презентация, позволяющая ученым привлекать внимание к исследуемым проблемам, устанавливать профессиональные контакты и получать финансовую поддержку для своих проектов. Обучение указанному жанру студентов технических вузов на занятиях по иностранному языку способствует развитию навыков научной коммуникации и подготовке к профессиональной деятельности в международной среде. Цель исследования – оценить влияние обучения жанру Elevator Pitch на развитие навыков научной коммуникации у студентов технических вузов на занятиях по иностранному языку.
Методы исследования. Использованы методы опытно-экспериментального обучения и статистический анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента. Эксперимент проводился в рамках курса английского языка для научно-исследовательских целей в Московском физико-техническом институте. В исследовании приняли участие студенты 3-го курса бакалавриата (N = 132) по всем направлениям подготовки. В экспериментальной группе внедрялась система заданий на подготовку Elevator Pitch, в то время как контрольная группа обучалась по стандартной программе. На контрольном этапе сравнивалась результативность экспериментальной и контрольной групп в условиях симуляции профессиональноориентированных ситуаций (ролевые игры Job Interview; Sell Your Research), для которых характерно использование жанра самопрезентации. Эффективность самопрезентации оценивалась исходя из следующих критериев: а) структура изложения; б) адаптация речи под конкретную аудиторию; в) стилистическое оформление речи; г) тайминг. При оценивании применялась комбинация преподавательской оценки и peer assessment.
Результаты исследования. По сравнению со студентами контрольной группы (КГ) студенты экспериментальной группы (ЭГ) показали статистически значимый прирост умений (p ≤ 0,05) по таким критериям, как структура изложения, адаптация речи под аудиторию, стилистическое оформление речи и тайминг. Peer assessment в ролевых играх выявила предпочтение аудитории в пользу студентов, обучавшихся Elevator Pitch в экспериментальной группе (61 % предпочтений в пользу ЭГ для игры Job Interview; 64 % предпочтений в пользу ЭГ для игры Sell Your Research).
Выводы. Студенты экспериментальной группы значительно улучшили свои навыки научной коммуникации, самопрезентации и презентации исследований в условиях, имитирующих реальные ситуации. Обучение Elevator Pitch является эффективным инструментом для развития навыков научной коммуникации у студентов технических вузов. Внедрение заданий на подготовку Elevator Pitch в программы обучения иностранному языку способствует успешной профессиональной коммуникации, установлению контактов и привлечению внимания к научным исследованиям.
Об авторах
А. Н. КравченкоРоссия
Кравченко Анастасия Николаевна, старший преподаватель департамента иностранных языков
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., 9, стр. 1О. В. Маруневич
Россия
Маруневич Оксана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языков
Scopus Author ID: 57224907803
ResearcherID: AAG-4201-2021
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., 9, стр. 1
Список литературы
1. Appleby Y., Hillier Y. Exploring practice–research networks for critical professional learning // Studies in Continuing Education. 2012. Vol. 34. Issue 1. P. 31-43. https://doi.org/10.1080/0158037x.2011.613374
2. Barrie S.C. A research‐based approach to generic graduate attributes policy // Higher Education Research & Development. 2012. Vol. 31. Issue 1. P. 79-92. https://doi.org/10.1080/07294360.2012.642842
3. Blickle G., Witzki A.H., Schneider P.B. Mentoring support and power: a three-year predictive field study on protege networking and career success // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 74. Issue 2. P. 181-189. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2008.12.008
4. Mahmud M. Communication aptitude and academic success // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 134. P. 125-133. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.230
5. Wolff H.G., Moser K. Effects of networking on career success: a longitudinal study // Journal of Applied Psychology. 2009. Vol. 94 (1). P. 196-206. https://doi.org/10.1037/a0013350
6. Shah A., Fatima Z., Naseer S. University students’ communication skills as a determinant of academic achievement // Journal of Education & Social Research. 2020. Vol. 3 (2). P. 107-114. http://doi.org/10.36902/sjesr-vol3-iss2-2020(107-114)
7. Forret M.L., Dougherty T.W. Networking behaviors and career outcomes: differences for men and women? // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25 (3). P. 419-437. http://doi.org/10.1002/job.253
8. Brass D.J. Social Networks at Work. New York: Routledge, 2019. 392 p. https://doi.org/10.4324/9780203701942
9. Santos M.D. Impact of communication skills on academic productivity among civil engineering students at a Philippine University: a qualitative analysis // Asia-Africa Journal of Recent Scientific Research. 2024. Vol. 4. № 1. P. 1-15. https://doi.org/10.5281/zenodo.12802349
10. O’Leary C. Elevator Pitch Essentials: How to Get Your Point Across in Two Minutes or Less. New York: Limb Press LLC, 2008. 100 p.
11. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. № 1. С. 88-98. https://elibrary.ru/vlxzcj
12. Getty P.M. The Elevator Pitch. // The 12 Magic Slides. Berkeley: Apress, 2014. P. 69-86. https://doi.org/10.1007/978-1-4302-6485-9_5
13. Анисимова Т.В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): дис. … д-ра фил. наук. Краснодар, 2000. 417 c. https://elibrary.ru/qdglxp
14. De Santiago-Guervós J. Rhetorical analysis of a discourse model in the business world: Elevator Pitch // Círculo de Lingüística Aplicada a la Comunicación. 2019. Vol. 80. P. 7-16. https://doi.org/10.5209/clac.66597
15. Wagner S. The First Elevator Pitch in History // Science Pitch. Wiesbaden: Springer VS, 2024. P. 9-11. http://doi.org/10.1007/978-3-658-44844-8_3
16. Kenney M. How venture capital became a component of the US National System of Innovation // Industrial and Corporate Change. 2011. Vol. 20. № 6. P. 1677-1723. https://doi.org/10.1093/icc/dtr061
17. Caromile L.A., Jha A., Gardiner J., Dilek O., Ohi R., Ligon L. How to construct and deliver an Elevator Pitch: a recipe for the research scientist // BMC Proceedings. 2023. Vol. 1. Art. 27. http://doi.org/10.20944/preprints202312.1013.v1
18. Кабанова Н.В. Симуляция как средство повышения мотивации к изучению английского языка в техническом вузе // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2023. С. 44-50. https://elibrary.ru/yxcobc
19. Кабанова Н.В., Кравченко А.Н. Сопоставительный анализ пиринговой и преподавательской оценки при обучении английскому языку в неязыковом вузе (уровень B1) // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. Москва: Языки народов мира, 2022. С. 135-140. https://elibrary.ru/ddpmqp
20. Sirinterlikci A., Al-Jaroodi J., Moretti A. Integrating soft skills into technical curriculum // International Journal of Linguistics Literature & Translation. 2023. Vol. 6 (11). P. 120-130. http://doi.org/10.32996/ijllt.2023.6.11.16
21. Tailab M., Marsh N.Y. Use of self-assessment of video recording to raise students’ awareness of development of their oral presentation skills // Higher Education Studies. 2020. Vol. 10. № 1. P. 16-28. https://doi.org/10.2139/ssrn.3499175
Рецензия
Для цитирования:
Кравченко А.Н., Маруневич О.В. Обучение Elevator Pitch на занятиях по иностранному языку в техническом вузе как ключевому навыку современной научной коммуникации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):67-83. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-67-83
For citation:
Kravchenko A.N., Marunevich O.V. Enhancing scientific communication skills through Elevator Pitch instruction in ESP classes at technical universities. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):67-83. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-67-83