Поддержка чтения как направление социокультурной деятельности
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-125-130
EDN: uwdeiy
Аннотация
Рассмотрена проблема поддержки чтения как одного из актуальных направлений социокультурной деятельности. Обоснована необходимость специальных мер по поддержке чтения в связи с нарастанием тенденций визуализации и геймификации культурной среды, снижением интереса к чтению. Поддержка чтения определена как система государственных, общественных и частных инициатив по повышению ценностного статуса чтения, стимулированию читательской активности, развитию читательской компетентности всех групп населения. Проанализирован российский и зарубежный опыт государственной поддержки чтения, включающий издание законодательных актов, принятие специальных программ, создание межведомственных координационных структур. Показано, что на государственном уровне чтение рассматривается в контексте функциональной грамотности населения как ресурса экономического роста, позволяющего гражданам активно участвовать в жизни государства. Прослежена история развития общественных инициатив в России – от создания частных типографий до деятельности современных ассоциаций и фондов. Выделены как особая форма – региональные Центры чтения. Сделаны выводы о перспективности привлечения волонтеров к реализации проектов по повышению доступности книг и чтения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что в настоящее время поддержка чтения приобретает системный характер и реализуется на базе социального партнерства библиотечных, культурно-досуговых, образовательных учреждений и общественных объединений.
Об авторе
Н. А. СтефановскаяРоссия
Стефановская Наталия Александровна, доктор социологических наук, доцент, директор Фундаментальной библиотеки, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов.
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Щербинина Ю.В. Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры. М.: Форум; Неолит, 2016. 416 с.
2. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. М.: Наука, 2015. 230 с.
3. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации / сост.: Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. 480 с.
4. Чудинова В.П., Чудинова К.О. Национальная политика поддержки чтения подрастающего поколения в Японии // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы: сб. ст. М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2011. С. 199-213.
5. Чудинова В.П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран // Университетская книга. 2017. № 3. С. 44-49.
6. Иванова Г.А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и ис-кусств. 2017. № 6 (80). С. 162-167.
7. Стулова С.С. Популяризация и развитие чтения: опыт ЮНЕСКО // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. М.: Рудомино, 2003. С. 179-187.
8. Ялышева В.В. Центры чтения при библиотеках: организационно-методические и исследовательские аспекты // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007. С. 160-172.
Рецензия
Для цитирования:
Стефановская Н.А. Поддержка чтения как направление социокультурной деятельности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):125-130. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-125-130. EDN: uwdeiy
For citation:
Stefanovskaya N.A. Reading support as a direction of sociocultural activity. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(189):125-130. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-125-130. EDN: uwdeiy