Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Обучение студентов иноязычному общению посредством технологий искусственного интеллекта

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-94-106

Аннотация

Актуальность. Инструменты искусственного интеллекта (ИИ) обладают значительным лингводидактическим потенциалом, позволяющим их интегрировать в процесс обучения иностранному языку с целью формирования аспектов иностранного языка и развития видов иноязычной речевой деятельности. Однако, несмотря на наличие поэтапных методик обучения иностранному языку на основе ИИ, большая их часть ориентирована на формирование лексико-грамматических навыков речи и развитие умений письменной монологической речи учащихся и студентов. Разработка методики обучения студентов языкового вуза иноязычному речевому общению посредством практики с инструментом ИИ не выступала предметом отдельного исследования. Цель исследования – разработка методики обучения студентов языкового вуза иноязычному общению посредством практики с инструментом ИИ и проверка ее эффективности в ходе экспериментального обучения.

Материалы и методы. Участниками обучения выступили студенты 2 курсов направления подготовки «Лингвистика» («Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») (ЛГПУ) и специальности «Перевод и переводоведение» (ЛГТУ). В контрольной группе (КГ) (N = 24) обучение проходило по традиционной методике обучения без практики студентов с инструментом ИИ. В экспериментальной группе (ЭГ) (N = 24) наряду с аудиторными занятиями студенты принимали участие в учебном общении на иностранном языке с виртуальными собеседниками на платформе Character.AI. Аспектами контроля выступили 16 умений (восприятия, продукции и взаимодействия) речевого общения. Для статистической обработки данных использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. Проведенное экспериментальное исследование в целом доказало эффективность авторской методики обучения студентов языкового вуза иноязычному общению посредством технологий искусственного интеллекта: выражать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу (t = 1,44 при р = 0,08), аргументировать согласие или несогласие по обсуждаемому вопросу (t = 1,44 при р = 0,08) и следовать очередности в общении. Полученные данные показывают, что практика студентов с виртуальным собеседником не оказала особого влияния на развитие первых двух умений. Относительно высокие показатели констатирующего среза по данным аспектам контроля (умение 2.3: КГ: 𝑥̅ = 4,25; ЭГ: 𝑥̅ = 4,29; умение 2.4: КГ: 𝑥̅ = 4,00; ЭГ: 𝑥̅ = 4,04) свидетельствуют о том, что данные умения были развиты у большинства студентов на 1 курсе вуза или в старших классах общеобразовательной школы.

Выводы. Новизна проведенного исследования заключена в разработке авторской методики обучения студентов языкового вуза иноязычному речевому общению посредством практики с инструментом ИИ (Character.AI). Предлагаемая методика может быть использована в средней общеобразовательной школе и языковых и неязыковых вузах.

Об авторах

А. А. Прибыткова
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Россия

Прибыткова Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42



Т. Ю. Рязанцева
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»
Россия

Рязанцева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

398042, г. Липецк, ул. Московская, 30



О. Н. Хаустов
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»
Россия

Хаустов Олег Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

398042, г. Липецк, ул. Московская, 30



Список литературы

1. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 28-32. https://elibrary.ru/tifilx

2. Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. 2018. № 43. С. 261-281. https://doi.org/10.17223/19996195/43/16, https://elibrary.ru/ytuqmp

3. Park J. An AI-based English grammar checker vs. human raters in evaluating EFL learners’ writing // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. Vol. 22. № 1. P. 112-131. https://doi.org/10.15702/mall.2019.22.1.112

4. Perdana I., Farida M. Online grammar checkers and their use for EFL writing // Journal of English Teaching, Applied Linguistics, and Literatures. 2019. Vol. 2. № 2. P. 67-76. https://doi.org/10.20527/jetall.v2i2.7332

5. Dembsey J.M. Closing the Grammarly gaps: a study of claims and feedback from an online grammar program // Writing Center Journal. 2017. Vol. 36. Issue 1. P. 63-100. https://doi.org/10.7771/2832-9414.1815

6. Ghufron M.A., Rosyida F. The role of Grammarly in assessing English as a foreign language (EFL) writing // Lingua Cultura. 2018. Vol. 12. № 4. P. 395-403. https://doi.org/10.21512/lc.v12i4.4582

7. Jayavalan K., Razali A.B. Effectiveness of online grammar checker to improve secondary students’ English narrative essay writing // International Research Journal of Education and Sciences. 2018. Vol. 2. № 1. P. 1-6. http://doi.org/10.15738/kjell.18.3.201809.328

8. Manap M.R., Ramli N.F., Kassim A.A.M. Web 2.0 automated essay scoring application and human ESL essay assessment: a comparison study // European Journal of English Language Teaching. 2019. Vol. 5. № 1. P. 146-162. http://doi.org/10.5281/zenodo.3461784

9. Wang J., Brown M.S. Automated essay scoring versus human scoring: a comparative study // Journal of Technology, Learning, and Assessment. 2007. Vol. 6. № 2. P. 1-29.

10. Zhang M. Contrasting automated and human scoring of essays // R&D Connections. 2013. Vol. 21. P. 1-11.

11. Guo K., Wang D. To resist it or to embrace it? Examining ChatGPT’s potential to support teacher feedback in EFL writing // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 29. P. 8435-8463. http://doi.org/10.1007/s10639-023-12146-0

12. Mizumoto A., Eguch M. Exploring the potential of using an AI language model for automated essay scoring // Research Methods in Applied Linguistics. 2023. Vol. 2. № 2. Art. 100050. http://doi.org/10.1016/j.rmal.2023.100050

13. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly

14. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Хмаренко Н.И., Мурунов С.С. Преподаватель vs искусственный интеллект: сравнение качества предоставляемой преподавателем и генеративным искусственным интеллектом обратной связи при оценке письменных творческих работ студентов // Перспективы науки и образования. 2024. № 5 (71). С. 694-712. https://doi.org/10.32744/pse.2024.5.41, https://elibrary.ru/xzgvgm

15. Прибыткова А.А., Тормышова Т.Ю., Хаустов О.Н. Использование системы автоматизированной оценки Criterion в обучении студентов языковых специальностей написанию эссе на иностранном языке: результаты экспериментальной проверки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 378-389. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-378-389, https://elibrary.ru/aocibl

16. Тормышова Т.Ю., Рязанцева Т.Ю., Суханова Н.И. Обучение студентов-лингвистов написанию эссе на иностранном языке на основе работы с системой автоматизированной оценки Criterion // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 99-108. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-99-108, https://elibrary.ru/pdgnzr

17. Сорокин Д.О. Использование голосовых помощников для развития устных иноязычных речевых умений обучающихся // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/rfmsmk

18. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew

19. Филатов Е.М. Развитие у студентов умений иноязычной коммуникативной деятельности на основе веб-приложения Character.AI // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1248-1260. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1248-1260, https://elibrary.ru/ncusck

20. Сорокин Д.О. Использование веб-приложения Character.AI для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 59-65. https://elibrary.ru/kpckof

21. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку в эпоху искусственного интеллекта: спорные вопросы и перспективы методических исследований // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 66-74. https://elibrary.ru/pwhsis


Рецензия

Для цитирования:


Прибыткова А.А., Рязанцева Т.Ю., Хаустов О.Н. Обучение студентов иноязычному общению посредством технологий искусственного интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):94-106. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-94-106

For citation:


Pribytkova A.A., Ryazantseva T.Yu., Khaustov O.N. Teaching students to communicate in a foreign language through artificial intelligence technologies. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):94-106. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-94-106

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)