Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Валидация технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности студентов вуза

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-148-166

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов вузов в условиях растущих угроз киберпреступности и дезинформации. Обоснована необходимость интеграции навыков индивидуальной информационной безопасности в образовательный процесс как ключевого компонента медиаграмотности.

Материалы и методы. Использованы системный и культурологический подходы. Проведен анализ результатов первого цикла апробации технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов направления «Международные отношения», а также представлены промежуточные итоги второго цикла апробации на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Менеджмент организации». Применялись педагогический эксперимент, включенное наблюдение, интроспекция и анализ.

Результаты исследования. Анализ результатов семестрового тестирования показал положительную динамику развития навыков ИИБ в экспериментальных группах по сравнению с контрольными. В частности, в одной из экспериментальных групп (ЭГ1) средний балл вырос с 4,72 до 7,9, а в другой (ЭГ2) – с 3,75 до 4,5. Отмечено снижение стандартного отклонения в экспериментальных группах, что свидетельствует о выравнивании уровня компетенции.

Выводы. Результаты исследования подтверждают валидность предложенной технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов вузов. Интеграция разработанных методических материалов в образовательный процесс способствует улучшению критической оценки информации, повышению общей медиаграмотности и развитию аналитических компетенций. Приведены перспективы масштабирования технологии на другие уровни образования.

Об авторах

М. А. Юрченко
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Россия

Юрченко Маргарита Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики

ResearcherID: IVH-2077-2023

г. Новосибирск



А. Е. Бобер
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Россия

Бобер Александр Евгеньевич, преподаватель кафедры иностранных языков и лингводидактики

г. Новосибирск



Я. И. Устименко
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Россия

Устименко Яна Игоревна, преподаватель кафедры иностранных языков и лингводидактики

г. Новосибирск



Список литературы

1. Ши М. Влияние развития информационного общества на сетевую медиаграмотность студентов // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 4-10. https://elibrary.ru/netvmr

2. Sherzodkhon K. The political socialization of the people in Uzbekistan: media presence and the absence of media literacy // International Journal of Media and Communications in Central Asia. 2024. № 4. Р. 4-19. https://doi.org/10.62499/ijmcc.vi4.26

3. Задорин И.В., Сапонова А.В. Сравнительный анализ индексов медиаграмотности в странах Центральной Азии // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. Т. 5. № 3. С. 63-89. https://elibrary.ru/jfjfnw

4. Seemma P.S., Sundaresan N., Sowmiya M. Overview of cyber security // International Journal of Advanced Research in Computer and Communication Engineering. 2018. Vol. 7. Issue 11. P. 125-128. http://doi.org/10.17148/IJARCCE.2018.71127

5. Rebelo Trindade A., Marques C.G. Privacy and cyber-security using information systems: a proposal for knowledge, skills, and attitudes // Proceedings of the 2023 International Conference on Information Technology & Systems. Lecture Notes in Networks and Systems. Cham, Springer. 2023. Vol. 1. P. 109-129. https://doi.org/10.1007/978-3-031-33258-6_11

6. Li H. An exploration of information technology security education and training strategies for higher education teaching services // Contemporary Education and Teaching Research. 2023. № 4. Issue 9. Р. 434-439. https://doi.org/10.61360/BoniCETR232014840904

7. Soetekouw L., Angelopoulos S. Digital resilience through training protocols: learning to identify fake news on social media // Information Systems Frontiers. 2022. Vol. 26. Р. 459-475. https://doi.org/10.1007/s10796-021-10240-7

8. Liventsova E.Yu., Gorchakova O.Yu., Tolstova M.A. The role of generation Z media literacy in confronting the destructive value messages of digital media // Перспективы науки и образования. 2024. № 2 (68). Р. 24-40. https://doi.org/10.32744/pse.2024.2.2, https://elibrary.ru/cpcrty

9. Journell W. Unpacking Fake News: an Educator’s Guide to Navigating the Media with Students. New York: Teachers College Press, 2019. 165 p.

10. Krutka D.G., Manca S., Galvin S.M., Greenhow C., Koehler M.J., Askari E. Teaching “against” social media: confronting problems of profit in the curriculum // Teachers College Record. 2019. Vol. 121. Issue 14. Р. 1-42. https://doi.org/10.1177/016146811912101410

11. Шамигулова О.А. Информационно-просветительская деятельность как условие формирования медиаграмотности у обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. С. 48-59. https://doi.org/10.17513/spno.32259, https://elibrary.ru/fjjtml

12. Еркибаева Г.Г., Илларионова Л.П., Ерзакова А.Е. Формирование медиаграмотности на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 139-148. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-139-148, https://elibrary.ru/brcfhm

13. Мацулева К.С. Создание медиаклассов в школе, как решение проблем с медиаграмотностью школьников // International Journal of Professional Science. 2024. № 1-1. С. 59-65. https://elibrary.ru/retwvj

14. Юрченко М.А. Основы критического анализа дискурса в высшей школе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2024. Т. 18. № 4. С. 94-109. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-94-109, https://elibrary.ru/wsxqwg

15. Авдонина Н.С. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов-журналистов // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2021. № 12. Ст. 3017. https://elibrary.ru/qllsiu

16. Юрченко М.А., Бойко Е.Н. От медиаграмотности к индивидуальной информационной безопасности студентов высшей школы // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2024. № 2 (59). С. 42-49. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-42-49, https://elibrary.ru/vpfvgr

17. Lebek B., Uffen J., Neumann M., Hohler B., Breitner M.H. Information security awareness and behavior: a theory-based literature review // Management Research Review. 2014. Vol 37. № 12. Р. 1049-1092. https://doi.org/10.1108/MRR-04-2013-0085

18. Rogers R.W. A protection motivation theory of fear appeals and attitude change // Journal of Psychology. 1975. Vol. 91. Issue 1. P. 93-114. https://doi.org/10.1080/00223980.1975.9915803

19. Maddux J.E., Rogers R.W. Protection motivation and self-efficacy: a revised theory of fear appeals and attitude change // Journal of Experimental Social Psychology. 1983. Vol. 19. Issue 5. P. 469-479. https://doi.org/10.1016/0022-1031(83)90023-9

20. Sommestad T., Karlzén H., Hallberg J. A meta-analysis of studies on protection motivation theory and information security behavior // International Journal of Information Security and Privacy. 2015. Vol. 9. Issue 1. Р. 26-46. http://doi.org/10.4018/IJISP.2015010102

21. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. Issue 50. Р. 179-211. https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T

22. Sommerstad T., Karlzen H., Hallberg J. The theory of planned behavior and information security policy compliance // Journal of Computer Information Systems. 2017. № 59 (4). Р. 344-353. https://doi.org/10.1080/08874417.2017.1368421

23. Fisher J.D., Fisher W.A. Changing AIDS-risk behavior // Psychological Bulletin. 1992. Vol. 111. Issue 3. Р. 455-474. https://doi.org/10.1037/0033-2909.111.3.455

24. Crossler R.E., Bélanger F. The mobile privacy-security knowledge gap model: understanding behaviors // Proceedings of the 50th Hawaii International Conference on System Sciences. 2017. Р. 4071-4080. http://doi.org/10.24251/HICSS.2017.491

25. Farooq A., Jeske D., Isoaho J. Predicting students’ security behavior using information-motivationbehavioral skills model // 34th IFIP International Conference on ICT Systems Security and Privacy Protection (SEC). Lisbon, 2019. Р. 238-252. https://doi.org/10.1007/978-3-030-22312-0_17

26. Owen-Smith P. The contemplative mind in the scholarship of teaching and learning // Scholarship of Teaching and Learning. Indiana, Indiana University Press, 2018. 208 p. https://doi.org/10.2307/j.ctt200616w

27. Ergas O. Mindfulness in, as and of education: three roles of mindfulness in education // Journal of Philosophy of Education. 2019. Vol. 53. Issue 2. Р. 340-358. http://doi.org/10.1111/1467-9752.12349

28. Kartashova V.N., Volynkina N.V., Arkhangelskaya N.N. Foreign language information media resources selection for future teachers’ media literacy development: basic principles // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). Р. 76-89. https://doi.org/10.32744/pse.2023.1.5, https://elibrary.ru/sbaciw

29. Ergas O. A contemplative turn in education: Charting a curricular-pedagogical countermovement // Pedagogy, Culture & Society. 2019. Vol. 27. Issue 2. Р. 251-270. http://doi.org/10.1080/14681366.2018.1465111


Рецензия

Для цитирования:


Юрченко М.А., Бобер А.Е., Устименко Я.И. Валидация технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности студентов вуза. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):148-166. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-148-166

For citation:


Yurchenko M.A., Bober A.E., Ustimenko Ya.I. Validation of technology for the formation of individual information security skills for university students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):148-166. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-148-166

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)