Эффективность методики коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-223-233
Аннотация
Актуальность. На основании психолого-педагогических характеристик и особенностей развития детей, имеющих нарушения речи тяжелой степени, нами была усовершенствована и апробирована в ходе лонгитюдного исследования методика коррекции мелкой моторики, направленная на развитие речи у данной группы исследуемых. Данная методика реализовывалась с участием детей, обучающихся во 2 и 3 общеобразовательных классах в условиях инклюзивного образования. Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи (n = 10). С ними проводились 12 занятий лечебной физической культурой 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятия включало основную, подготовительную и заключительную части. Методика коррекции мелкой моторики реализовывалась во второй половине основной части занятия и была поделена на три блока. Первый блок включал занятия в сенсорной комнате с использованием бизибордов, во втором блоке использовались элементы песочной терапии. Третий блок сочетал первый и второй блоки.
Результаты исследования. В начале педагогического эксперимента проводилась оценка мелкой моторики с помощью проб (проба «Обводим кисти рук»; проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак–ребро–ладонь»; графическая проба А.В. Семенович «Заборчик»; проба А.В. Семенович «Реципрокная координация рук»; проба «Имитация игры на рояле»). Был выявлен низкий (50 %) и средний (50 %) уровни развития. В ходе апробирования методики коррекции мелкой моторики было предложено 12 занятий ЛФК, общей продолжительностью 40 минут. Каждое занятие включало подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная и заключительная части строились по общепринятым принципам проведения занятий. В основной части 5–8 минут уделялось общеразвивающим упражнениям. Далее осуществлялась коррекция мелкой моторики, состоящая из трех блоков: Блок 1 (1–4 занятие) занятия в сенсорной комнате на бизибордах; Блок 2 (5–8 занятие) – песочная терапия; Блок 3 (9–12 занятие) – упражнения первых двух блоков для закрепления и улучшения мелкомоторных навыков. Продолжительность трех блоков от 12 до 15 минут. После проведенного педагогического эксперимента нами были выявлены достоверные различия по всем исследуемым пробам, кроме «Кулак–ребро– ладонь». Общий уровень развития мелкой моторики повысился до среднего (80 %) и высокого уровня (20 %).
Выводы. В результате диагностики функциональных особенностей выявлены нарушения в развитии мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи. Усовершенствованная методика коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи, с включением в основную часть занятий упражнений с бизибордами и элементами песочной терапии позволила достоверно повысить проявления мелкой моторики. Темпы прироста составили 27–48 %.
Об авторах
А. Е. ДедяРоссия
Дедя Анастасия Евгеньевна, педагог-психолог
629730, Ямало-Ненецкий округ, г. Надым, ул. Заводская, 7А
В. В. Гриднева
Россия
Гриднева Виталина Викторовна, старший преподаватель
644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144
М. А. Потешкин
Россия
Потешкин Артем Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент
644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144
Список литературы
1. Емельянова И.Д. Коррекция психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи посредством адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2021. № 6. С. 70-71. https://elibrary.ru/bqcpyr
2. Гриднева В.В. Основные компоненты содержания уроков физической культуры для детей младшего школьного возраста с депривацией зрения // Вестник Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2023. № 1 (6). С. 36-42. https://elibrary.ru/bdjuoy
3. Гриднева В.В. Эффективность концентрированного подхода к формированию основных движений у детей с депривацией зрения // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2024. № 4 (56). С. 136-147. https://doi.org/10.24412/2076-9091-2024-456-136-147, https://elibrary.ru/cfuyee
4. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 60-64. https://elibrary.ru/vmowii
5. Sutapa P. Improving motor skills in early childhood through goal-oriented play activity // Children. 2021. Vol. 8. № 11. P. 1-11. https://doi.org/10.3390/children8110994, https://elibrary.ru/qmmlop
6. Верозуб А.С. Инновационный подход к разработке технологии обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Специальное образование. 2022. № 1 (65). С. 54-62. https://elibrary.ru/tiizqs
7. Рыжова Н.В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2017. № 3. Ст. 27.
8. Dapp L.C. Physical activity and motor skills in children: a differentiated approach // Psychology of Sport and Exercise. 2021. № 54. Art. 101916. https://doi.org/10.1016/j, https://elibrary.ru/qluwkl
9. Кондакова М.В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста // Проблемы педагогики. 2017. № 7 (30). С. 29-33. https://elibrary.ru/zguyxv
10. Исаев Е.И. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 5. С. 7-20. https://doi.org/10.17759/pse.2023280501, https://elibrary.ru/acyfnb
11. Потешкин А.В. Использование речитативов на занятиях лечебной гимнастикой у детей с церебральным параличом // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2024. № 3 (55). С. 121-130. https://doi.org/25688/2076-9091.2024.55.3.11, https://elibrary.ru/dkjhnh
12. Столярова Э.И., Белова Н.Ю., Солнушкин С.Д., Чихман В.Н. Программный комплекс для коррекционной работы и тестирования детей со слухоречевыми нарушениями // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 1. С. 77-94. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140106, https://elibrary.ru/calyeb
13. Saraswati I.K. Developing childrens’s fine motors through used materials to be useful tools in early childhood // Early Childhood Research Journal (ECRJ). 2022. Vol. 4. № 2. Р. 9-26. https://doi.org/10.23917/ecrj.v4i2.12670, https://elibrary.ru/iwhcdc
14. Руднева Л.В., Романов В.А., Руднев С.С., Кораблев С.В. Педагогические условия развития у младших школьников с задержкой психического развития координационных способностей средствами настольных игровых упражнений // Адаптивная физическая культура. 2023. Т. 93. № 1. С. 15-18. https://elibrary.ru/lzibqv
15. Рябинина Д.А. Специфика моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2022. С. 194-198. https://elibrary.ru/bvudwj
16. Фадеева М.Н. Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством пособий В.В. Воскобовича // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. Чебоксары, 2020. С. 143-145. https://elibrary.ru/jaapsk
Рецензия
Для цитирования:
Дедя А.Е., Гриднева В.В., Потешкин М.А. Эффективность методики коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):223-233. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-223-233
For citation:
Dedya A.E., Gridneva V.V., Poteshkin A.V. The effectiveness of fine motor correction techniques in children aged 8–9 years with severe speech disorders. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):223-233. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-223-233