Платон мне больше не друг: виды апелляции на всероссийской олимпиаде школьников
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-410-423
Аннотация
Актуальность. Рассмотрена проблематика конфликтов, возникающих при проведении Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ) и других олимпиад, между участниками и экспертами жюри. Цель исследования – анализ видов апелляции, которые возникли в интеллектуальных состязаниях, в рамках взаимодействия школьников и апелляционных комиссий.
Материалы и методы. Методология исследования строится на качественных и количественных методах, среди которых выделим, соответственно, 1) анализ научной литературы, контент-анализ комплектов контрольно-измерительных материалов, проведение полуструктурированных интервью с московскими школьниками-олимпиадниками (20 человек); 2) опрос педагогов-наставников из различных регионов Российской Федерации (105 человек) для выявления их отношения к оспаривающим процедурам.
Результаты исследования. Было выявлено, что основные виды апелляции в современном состязательном дискурсе – техническая, передвигающая, дополняющая, интерпретирующая, замещающая. Данные виды подробно описаны, к каждому предложены рекомендации участникам и их наставникам. Вскрыты основные причины апелляционного поведения школьников: некомпетентность авторов заданий, некачественная проверка, недостаточная апробация, уникальные варианты решения заданий. Результаты анкетирования наставников показали настороженное отношение респондентов к практикам апелляции. Так, 54 % учителей склонны избегать конфликтные ситуации, даже если их воспитанники вовлечены в дискуссию с жюри. 9 % респондентов указывают, что их учащиеся получили снижение баллов, 77 % не смогли достичь никакого эффекта в диалоге с жюри, и только 14 % учителей достигли положительного результата. 68 % участников опроса отмечают негативный настрой жюри, в равных долях респонденты указывают, по их мнению, на дисперсию в оценивании либо в целом на субъективные практики и отсутствие лояльности.
Выводы. Теоретическая значимость преломляется в возможности дальнейших исследований и обогащения отечественной педагогической мысли. На практическом уровне полученные результаты, с одной стороны, позволяют конкурсантам более эффективно готовиться к процедуре апелляции, понимая ее виды и внутренние сложности, с другой стороны, могут быть использованы государственными операторами интеллектуальных состязаний для реформирования данного института.
Об авторе
А. П. ГуловРоссия
Гулов Артем Петрович, доктор педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6
119454, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76
Список литературы
1. Майорова Н.С., Щербинина О.С. Саморазвитие обучающихся при подготовке и участии в олимпиадах и конкурсах // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2024. Т. 7. № 1 (22). С. 82-89. https://doi.org/10.54072/26586568_2024_7_1_82, https://elibrary.ru/vylmxo
2. Calonge A., Fesharaki O., Carrillo López M. D. Spanish geology olympiad winners: What they think about their geology learning and the olympics experience? A prospective study // Episodes. 2022. Vol. 45. № 3. P. 299-308. https://doi.org/10.18814/epiiugs/2021/021027, https://elibrary.ru/bjqinf
3. Лаптун В.И., Савинова Н.А. Олимпиадное движение в условиях педагогического вуза // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 476-480. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.53.479, https://elibrary.ru/rollpb
4. Petersen S., Blankenburg J.S., Höffler T.N. Challenging gifted students in science – the German Science Olympiads // Teaching Gifted Learners in STEM Subjects: Developing Talent in Science, Technology, Engineering and Mathematics / eds. K.S. Taber, M. Sumida, L. McClure. London: Routledge, 2018. Р. 157-170.
5. Тетина С.В., Лескина С.В. Совершенствование профессионального мастерства учителя-наставника в подготовке учащихся к предметным олимпиадам // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3 (44). С. 121-129. https://elibrary.ru/txrbyf
6. Жукова Е.С. Возможности и ограничения соревновательных форм выявления одаренности // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). С. 121-133. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2017-3-121-133, https://elibrary.ru/ovmuca
7. Akram T.M., Ijaz A., Ikram H. Exploring the factors responsible for declining students’ interest in chemistry // International Journal of Information and Education Technology. 2017. Vol. 7. № 2. Р. 88-94. https://doi.org/10.18178/ijiet.2017.7.2.847
8. Смирнов С.Н., Винник А.В., Шестакова Е.Г. Организация олимпиад школьников на базе университета. Некоторые практики и проблемные вопросы // Закон и право. 2021. № 7. С. 42-45. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-7-42-45, https://elibrary.ru/plzdxz
9. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Тернистый путь учащейся молодежи к образовательной успешности: «подводные камни» олимпиадного движения // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3 (93). С. 11-28. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2021-93-3-11-28, https://elibrary.ru/qnvdwa
10. Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 213-238. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-213-238, https://elibrary.ru/nfmkwy
11. Горбунова Е.В., Маюкова Е.В., Овакимян Е.В., Павлюк Д.М. Трудности интеграции как причина отсева студентов – победителей олимпиад // Вопросы образования. 2024. № 4. С. 33-60. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17714, https://elibrary.ru/sutyns
12. Габдурафикова А.С. Взаимосвязь между результатами участия в олимпиадах до поступления в селективный вуз и последующим карьерным выбором студентов // Исследователь/Researcher. 2023. № 4 (44). С. 52-72. https://elibrary.ru/qnenei
13. Тороп В.В. Правовые аспекты доступности участия во Всероссийской олимпиаде школьников. На примере ВСОШ по обществознанию // Образовательная политика. 2023. № 1 (93). С. 72-81. https://doi.org/10.22394/2078-838X-2023-1-72-80, https://elibrary.ru/zuukpp
14. Гулов А.П. О несовершенстве процедуры апелляции на Всероссийской олимпиаде школьников // Научное мнение. 2023. № 4. С. 56-61. https://doi.org/10.25807/22224378_2023_4_56, https://elibrary.ru/djutfh
15. Аллалыев Р.М., Отарова Ф.А. Понятие и виды апелляции в гражданском процессе, ее цели и задачи // Вестник Академии управления и производства. 2024. № 4-2. С. 94-101. https://elibrary.ru/njwqua.
Рецензия
Для цитирования:
Гулов А.П. Платон мне больше не друг: виды апелляции на всероссийской олимпиаде школьников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):410-423. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-410-423
For citation:
Gulov A.P. Plato is no longer my friend: categories of appeals in the All-Russian Olympiad for Schoolchildren. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):410-423. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-410-423