Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Перспективы современного образования: специализация или универсализм?

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-934-943

Аннотация

Актуальность. Современное образование в настоящий момент находится в состоянии кризиса, выход из которого видится нам результатом разрешения противоречия между необходимостью опоры воспитания и образования на традиционные ценности, закрепленного в федеральных программных документах, и стремлением профилизировать образовательный процесс уже на начальных стадиях, что мешает гармоничному развитию обучающихся. Опора на философско-педагогическое наследие А.С. Хомякова позволяет обозначить пути выхода из кризиса. Цель исследования – теоретическое обоснование важности универсального образования и постулирование вреда ранней углубленной специализации на основе педагогической идеологии известного славянофила.

Материалы и методы. Исследование выполнено при помощи метода ретроспективного анализа, проявившегося в виде обращения к образовательной концепции А.С. Хомякова и перенесении основных ее конструктов на современную почву. Проведен обзор научных публикаций по теме работы, осуществлен их критический анализ. Использованы также общетеоретические методы описания, сравнения, систематизации данных, интеграции умозаключений в выводах.

Результаты исследования. Рассмотрены перспективы преодоления кризиса в системе современного образования в православной традиции просвещения, одним из теоретиков которого являлся славянофил А.С. Хомяков, утверждавший необходимость универсализации образования как условие полноценного развития личности на основе духовно-нравственных ценностей русского православия, воспитания человека «мыслящего».

Выводы. Сделан вывод, что знания, полученные без должного духовно-нравственного фундамента, являются «пустыми». Образование не должно ограничиваться лишь передачей знаний и навыков; оно должно включать в себя формирование у человека высоких моральных качеств и этических принципов, то есть необходима универсализация образования с опорой на традиционные ценности.

Об авторе

О. В. Сороколетова
МКУДО «Детская школа искусств» села Новая Усмань»
Россия

Сороколетова Ольга Владимировна, преподаватель художественных дисциплин

396310, Воронежская область, с. Новая Усмань, ул. Юбилейная, 1 



Список литературы

1. Белозерцев Е.П. Возможен ли целостный учебно-воспитательный процесс во времена раскультуривания России и расчеловечивания образования? // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166). С. 4–12. EDN AVJEYK.

2. Белозерцев Е.П. Наше время как предчувствие Возрождения отечественного образования // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2024. № 3-4 (62-63). С. 250–261. https://elibrary.ru/miqpww.

3. Заридзе Г. В. Влияние отсутствия традиционных ценностей на воспитательный процесс // Духовно-нравственное воспитание: исторические вызовы и выбор человека : материалы VIII международной научно-образовательной конференции, Москва, 29 ноября 2022 года. Москва, 2023. С. 294–302. https://elibrary.ru/vagymf.

4. Коханая О.Е. Реставрация ценностной и идеологической составляющих воспитательного процесса в отечественном образовании // Журнал высоких гуманитарных технологий. 2023. № 3 (3). С. 102–113. https://elibrary.ru/mzxhva.

5. Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 47–60. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60, https://elibrary.ru/meuyvw.

6. Гаврюшина В.С., Трифонов Ю.Н. Идейно-ценностные основы государственной политики в сфере общего образования в контексте обеспечения образовательного суверенитета РФ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, № 3. С. 315–321. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-315-321, https://elibrary.ru/penfwm.

7. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1900. Т. 1. 416 с.

8. Сороколетова О.В. Человек как основа философско-педагогического наследия А.С. Хомякова для современного образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (287). С. 53–56. https://elibrary.ru/srdpuz.

9. Панфилова М.И. А.С. Хомяков об образовании // Актуальные проблемы философских наук. Санкт-Петербург, 2023. С. 24–29. https://elibrary.ru/tzmukk.

10. Извекова Т.Ф. Вера и знание в традиции русской религиозной философии (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский) // Социология. 2021. № 3. С. 181–187. https://elibrary.ru/vubisa.

11. Сандакова Л.Г. Целостное мировоззрение как результат современного развивающего образования // Целостное мировоззрение: опыт исследования и интерпретации: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию доктора философских наук, профессора В.А. Балханова, Улан-Удэ, 27 ноября 2020 года. Улан-Удэ, 2020. С. 19–25. https://elibrary.ru/yeyyuz.

12. Пархоменко Р.Н. А.С. Хомяков о настоящем и будущем России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2024. № 4 (70). С. 143–150. https://doi.org/10.26456/vtphilos/2024.4.143, https://elibrary.ru/mbzauu.

13. Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. К 215-летию со дня рождения А.С. Хомякова. Философия образования А.С. Хомякова в свете современных тенденций российского образования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019. № 1 (29). С. 5–12. https://doi.org/10.22405/2304-4772-2019-1-1-5-12, https://elibrary.ru/vippqd.

14. Сороколетова О.В. А.С. Хомяков «Триединство жизнедеятельности» // Теория и практика современного воспитания и обучения. Воронеж, 2022. С. 148–153. https://elibrary.ru/dzgxxa.

15. Маркин В.В. Отечественная социально-педагогической мысль XIX века о содержании духовно-нравственного воспитания // Перспективы науки. 2024. № 6 (177). С. 222–225. https://elibrary.ru/axajuq.

16. Сороколетова О.В. Просветительское наследие А.С. Хомякова в контексте современного образования // Основные проблемы сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в системе российского образования. Воронеж, 2023. С. 103–106. https://elibrary.ru/wum.


Рецензия

Для цитирования:


Сороколетова О.В. Перспективы современного образования: специализация или универсализм? Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(4):934-943. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-934-943

For citation:


Sorokoletova O.V. Perspectives of modern education: specialization or universalism? Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(4):934-943. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-934-943

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)