Командная работа по подготовке иноязычного описания художественного изображения как средство формирования связи между языковым и дискурсивным компонентами иноязычной коммуникативной компетенции
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-73-88
Аннотация
Приведены определения языкового и дискурсивного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, и проанализирована проблема формирования связи между ними. Рассмотрены принцип опоры на наглядность и групповая работа, как средства, помогающие студентам активизировать свои знания в процессе речевого общения. Разработан порядок описания изображения, а также определены критерии оценки монолога-описания. Проведен эксперимент, в ходе которого студенты в качестве домашнего задания подготавливали монолог-описание изображения на основе опорной лексики и грамматики. Контрольные группы выполняли задание самостоятельно, тогда как экспериментальные группы работали в командах по 3 человека на дистанционной платформе, ведя обсуждение на английском языке. На последующем аудиторном занятии монологи проверялись во фронтальном режиме. В начале эксперимента был проведен диагностический монолог-описание изображения. Средний балл, набранный студентами, был приблизительно одинаков во всех группах. В конце эксперимента учащиеся выступили с финальным монологом-описанием в том же формате. Средний балл в экспериментальных группах был выше, поскольку в процессе работы в командах студенты вели обсуждение на английском языке, получая дополнительную разговорную практику. Поскольку каждый участник вносил свой вклад в составление монолога, происходил взаимообмен знаниями и идеями. В психологически комфортной атмосфере малых групп учащиеся чувствовали себя более непринужденно и участвовали в обсуждении, не боясь допустить ошибку. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что составление монолога-описания на основе опорной лексики в условиях групповой работы способствует формированию связи между языковым и дискурсивным компонентами иноязычной коммуникативной компетенции.
Об авторе
А. И. ДашкинаРоссия
Дашкина Александра Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, ScopusID: 57224275756, ResearcherID: AAG-97772020.
195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Список литературы
1. Юдина Т.В. Обоснование структуры лингвистической компетенции как компонента коммуникативной компетенции студента языкового вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4. С. 629-636. https://doi.org/10.30853/ped210100
2. Tran Q., Nguyen T. Teaching English grammar communicatively: a critical look at the roles of English grammar in the EFL context // Autonomy and motivation for language learning in the interconnected world: Proceedings of the International Conference on language teaching and learning today. Hanoi: Vietnam International University Publ., 2019. P. 182-190. URL: https://www.academia.edu/95002782/Teaching_English_grammar_communicatively_A_critical_look_at_the_roles_of_English_grammar_in_the_EFL_context
3. Stepanova Je. Team-Based Learning in Business English // Rural environment. Education. Personality. Jelgava, 2017. P. 190-196. URL: https://www.researchgate.net/publication/320508317_Team-Based_Learning_in_Business_English
4. Абасов З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке // Наука и школа. 2009. № 6. С. 36-37. https://elibrary.ru/mwhcgf
5. Erten I.H., Altay M. The effects of task-based group activities on students’ collaborative behaviours in EFL speaking classes // Journal of Theory and Practice in Education. 2009. Vol. 5. Issue 1. P. 33-52. URL: https://www.researchgate.net/publication/26581258_THE_EFFECTS_OF_TASK-BASED_GROUP_ACTIVITIES_ON_STUDENTS'_COLLABORATIVE_BEHAVIOURS_IN_EFL_SPEAKING_CLASSES
6. Егорова А.А., Сергеева О.В. Роль лингвистического клуба в формировании иноязычной коммуникативной компетентности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 178-182. https://doi.org/10.34216/2073-1426-201925-2-178-182, https://elibrary.ru/fbulno
7. Salma N. Collaborative Learning: An Effective Approach to Promote Language Development // International Journal of Social Sciences and Educational Studies. 2020. Vol. 7. Issue 2. P. 1-5. https://doi.org/10.23918/ijsses.v7i2p57
8. Canning-Wilson Ch. Using Pictures in EFL and ESL Classrooms // The Current Trends in English Language Testing: Proceedings of the Conference. Abu Dhabi, 1999. P. 1-11. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED445526.pdf
9. Захарова Л.Б., Захарова Е.В. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 2. С. 198-203. https://doi.org/10.30853/ped210043, https://elibrary.ru/brjlwh
10. Navidinia H., Ozhan A.R., Younesi A. Using pictures in EFL classrooms: exploring its potential contribution for developing students’ writing skill // Asia Pacific Journal of Educators and Education. 2018. Vol. 33. P. 1-17. https://doi.org/10.21315/apjee2018.33.1
11. Болдина О.О., Корнилова Т.В., Погорельская С.А. Развитие диалогической речи иностранных студентов в учебных речевых ситуациях с использованием художественно-изобразительной наглядности // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Ч. 2. Тамбов: Грамота, 2017. № 3 (69). С. 190-192. https://elibrary.ru/xxzpnp
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2008. № 2. С. 100-110. https://elibrary.ru/kgcyql
13. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102-109. https://doi.org/10.26170/po16-06-17, https://elibrary.ru/wkyeld
Рецензия
Для цитирования:
Дашкина А.И. Командная работа по подготовке иноязычного описания художественного изображения как средство формирования связи между языковым и дискурсивным компонентами иноязычной коммуникативной компетенции. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(1):73-88. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-73-88
For citation:
Dashkina A.I. Teamwork in the preparation of a foreign language description of an artistic image as a means of forming a connection between the linguistic and discursive components of foreign language communicative competence. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(1):73-88. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-73-88