Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Искусственный интеллект и обучение иностранным языкам: проблемы и решения

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1288-1297

Аннотация

Актуальность. Профессиональное педагогическое сообщество проявляет неподдельный интерес к использованию генеративного искусственного интеллекта в обучении иностранному языку. Назрела потребность в обобщении накопленного опыта, в определении методологии для упорядоченного поиска решений возникающих при этом проблем.

Материалы и методы. Материалом исследования стала коллективная монография под научной редакцией П.В. Сысоева «Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта» (Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2023. 132 с.). Проанализировано ее содержание, глубина и стиль изложения. Представленные в ней идеи интегрируются в контекст аналогичных исследований других авторов.

Результаты исследования. Всесторонний анализ коллективной монографии позволил выявить ее теоретическую и практическую значимость. Уточнен терминологический аппарат, обозначены векторы исследования интеграции технологий искусственного интеллекта в обучение иностранному языку. Обозначен лингводидактического потенциал чат-ботов. Описаны возможности и риски их использования. Показана значимость применения корпусных инструментов на базе искусственного интеллекта в образовательном процессе. Определены роль и место разработанных на базе технологий виртуальной и дополненной реальности рекламных и медиапродуктов в обучении иностранному языку, их потенциал для развития социокультурной компетенции обучающихся. Охарактеризованы возможности применения ChatGPT в исследовательской деятельности будущих учителей. Выявлены пути подготовки педагога к компетентному использованию искусственного интеллекта.

Выводы. Авторам монографии удалось обобщить совокупность различных теоретических и прикладных данных по изучаемой проблематике, упорядочить и логично выстроить накопленный материал в виде книги, которая может стать основой для дальнейшего исследования обозначенных в ней проблем использования искусственного интеллекта, а также источником профессиональных знаний для практикующих и будущих педагогов.

Об авторе

Е. В. Алексич
ФГКОУ ВО «Московский ордена Почета университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»
Россия

Алексич Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 

РИНЦ AuthorID: 433599



Список литературы

1. Авраменко А.П., Фадеева В.А., Терновский В.В. Опыт интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное высшее образование: от цифровизации к автоматизации // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. С. 55-67. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-4, https://elibrary.ru/jywflb

2. Cogo A., Patsko L., Szoke J. Generative artificial intelligence and ELT // ELT Journal. 2024. Vol. 78. № 4. P. 373-377. https://doi.org/10.1093/elt/ccae051, https://elibrary.ru/hlsplf

3. Ребрей С.М. Концепция агентности как новый подход к измерению гендерного неравенства // Женщина в российском обществе. 2022. № 3. С. 108-117. https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.3.7, https://elibrary.ru/zqajkc

4. Титова С.В., Харламенко И.В. Подготовка педагогических кадров к использованию искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. Т. 28. № 1. С. 66-84. https://doi.org/10.55959/MSU2074-1588-19-28-1-5, https://elibrary.ru/froxrr

5. Lee S., Jeon J., Choe H. Generative AI (GenAI) and pre-service teacher agency in ELT // ELT Journal. 2025. Vol. 79. № 2. P. 287-296. https://doi.org/10.1093/elt/ccaf005, https://elibrary.ru/zgmaap

6. Титова С.В., Харламенко И.В. Структура профессиональной компетенции педагога иностранных языков в области использования искусственного интеллекта // Язык и культура. 2025. № 69. С. 220- 246. https://doi.org/10.17223/19996195/69/11, https://elibrary.ru/eceboi

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Сорокин Д.О. Структурная модель подготовки будущих учителей на основе технологий искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 3 (75). С. 139-155. https://doi.org/10.32744/pse.2025.3.9, https://elibrary.ru/flenno

8. Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А. Развитие умений промпт-инжиниринга у будущего педагога иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 4. С. 795-813. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-795-813, https://elibrary.ru/pzhyev

9. Jiang F. (Kevin), Hyland K. Does ChatGPT argue like students? Bundles in argumentative essays // Applied Linguistics. 2025. Vol. 46/3. P. 375-391. https://doi.org/10.1093/applin/amae052

10. Voss E., Waring H.Z. When ChatGPT can’t chat: The quest for naturalness // TESOL Quarterly. 2025. Vol. 59/2. P. 1064-1075. https://doi.org/10.1002/tesq.3374, https://elibrary.ru/yncxts

11. Ивченко М.И., Поляков О.Г. Использование инструмента искусственного интеллекта Elsa Speak в обучении произношению // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 54-58. https://elibrary.ru/zrvafq

12. Сысоев П.В., Ивченко М.И. Формирование иноязычных фонетических навыков речи обучающихся на основе инструментов искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 2. С. 600-614. https://doi.org/10.32744/pse.2025.2.38, https://elibrary.ru/jrddjj

13. Титова С.В., Чикризова К.В. Разработка и использование обучающих материалов на базе ИИ в вузах: правовые аспекты // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 91-111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-91-111, https://elibrary.ru/vznbea

14. Авраменко А.П. Сравнительный анализ генеративных агентов для разработки индивидуализированных учебных материалов и заданий // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 22-26. https://elibrary.ru/msbcin

15. Ahn J., Lee J., Son M. ChatGPT in ELT: disruptor? Or well-trained teaching assistant? // ELT Journal. 2024. Vol. 78/3. P. 345-355. https://doi.org/10.1093/elt/ccae017, https://elibrary.ru/usvlfv

16. Kuteeva M., Andersson M. Diversity and standards in writing for publication in the age of AI – Between a rock and a hard place // Applied Linguistics. 2024. Vol. 45/3. P. 561-567. https://doi.org/10.1093/applin/amae025, https://elibrary.ru/wuoeuu

17. Pack A., Maloney J. Using artificial intelligence in TESOL: Some ethical and pedagogical considerations // TESOL Quarterly. 2024. Vol. 58/2. P. 1007-1018. https://doi.org/10.1002/tesq.3320, https://elibrary.ru/xcqrar

18. Jeon J., Wei L., Tai K.W.H., Lee S. Generative AI and its dilemmas: exploring AI from a translanguaging perspective // Applied Linguistics. 2025. Vol. 46/4. P. 709-717. https://doi.org/10.1093/applin/amaf049

19. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка // Язык и культура. 2025. № 69. С. 204-219. https://doi.org/10.17223/19996195/69/10, https://elibrary.ru/guzvbi

20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme

21. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование студентами педагогических специальностей технических решений на основе искусственного интеллекта в ходе педагогической практики // Перспективы науки и образования. 2025. № 4 (76). С. 135-150. https://doi.org/10.32744/pse.2025.4.9, https://elibrary.ru/mubjfy

22. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование технологий искусственного интеллекта в исследовательской работе студентов // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. Т. 28. № 1. С. 85-101. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-6, https://elibrary.ru/aynwsu

23. Lee S., Jeon J., Choe H. Enhancing pre-service teachers’ Global Englishes awareness with technology: A focus on AI chatbots in 3D metaverse environments // TESOL Quarterly. 2025. Vol. 59/1. P. 49-74. https://doi.org/10.1002/tesq.3300, https://elibrary.ru/ywgker

24. Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта: коллективная монография / П.В. Сысоев, О.Г. Поляков, М.Н. Евстигнеев [и др.]; под науч. ред. П.В. Сысоева. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2023. 132 с. https://elibrary.ru/xldywn


Рецензия

Для цитирования:


Алексич Е.В. Искусственный интеллект и обучение иностранным языкам: проблемы и решения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(6):1288-1297. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1288-1297

For citation:


Aleksich E.V. Artificial intelligence and foreign language teaching: problems and solutions. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(6):1288-1297. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1288-1297

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)