Методическая модель обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию и медиации на основе практики с чат-ботами
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1312-1333
Аннотация
Актуальность. Современный этап развития системы высшего образования характеризуется периодом фундаментальных изменений, обусловленных комплексом взаимосвязанных процессов. Очевидным становится противоречие между дидактическим потенциалом чат-ботов на основе ИИ и их фрагментарным использованием в учебном процессе. Цель исследования – разработать методическую модель обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию и медиации на основе практики с чат-ботами, которая позволит преодолеть обозначенное противоречие. Главная проблема, на решение которой направлена методическая модель, – это дефицит речевой практики в условиях аудиторного обучения, где взаимодействие часто является искусственным в рамках тематического содержания обучения и ограниченным по времени.
Методы исследования. Для достижения цели исследования – разработки методической модели обучения – был применен комплекс теоретических (анализ научной литературы) и эмпирических методов (метод моделирования).
Определение понятий. Ключевым понятием в исследовании выступает методическая модель обучения. Среди основных характеристик методической модели следует выделить целенаправленность, системность, иерархичность, технологичность и диагностируемость.
Результаты исследования. Разработана методическая модель обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию и медиации на основе практики с чат-ботами. Методическая модель представляет собой целостную структуру, состоящую из пяти блоков: 1) предпосылки, выключающие требования нормативных документов, социальный заказ и дидактические противоречия; 2) целевой блок, обозначающий цель исследования – формирование навыков письменного взаимодействия и медиации; 3) теоретический блок, представленный личностно-деятельностным, компетентностным, коммуникативно-когнитивным, системным и аксиологическим подходами, а также системой дидактических, общеметодических и частнометодических принципов; 4) технологический блок, представленный организационно-педагогическими условиями, организационными формами, методами, средствами и содержанием обучения; оценочно-результативный блок, включающий критерии и показатели оценки, а также результат обучения.
Выводы. Проведенное исследование показало, что разработанная методическая модель направлена на разрешение системного противоречия между дидактическим потенциалом ИИ-технологий и реальной практикой их использования. Методическая модель направлена на системную интеграцию чат-ботов в учебный процесс. Перспектива исследования связана с апробацией методической модели в рамках экспериментального обучения.
Об авторе
Н. В. ЧетыринаРоссия
Четырина Наталья Владимировна, преподаватель кафедры лингвистики и лингводидактики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Роберт И.В. Развитие информатизации образования периода цифровой трансформации // Педагогическое образование и наука. 2025. № 2. С. 7-11. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2025-2-7-11, https://elibrary.ru/hywznf
2. Роберт И.В. Модели замещения реального информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса на виртуальное // Педагогическая информатика. 2024. № 3. С. 315-326. https://elibrary.ru/umpvpz
3. Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А. Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 190. С. 25-32. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-25-32, https://elibrary.ru/jrrzcn
4. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
5. Nopas D. Algorithmic learning or learner autonomy? Rethinking AI’s role in digital education // Qualitative Research Journal. 2025. URL: https://doi.org/10.1108/QRJ-11-2024-0282
6. Евстигнеев М.Н. Учебная автономия в контексте развития и распространения технологий искусственного интеллекта в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 13-21. https://elibrary.ru/artmrn
7. Мурунов С.С. Использование педагогом нейросети Deepseek при подготовке к уроку по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 91-96. https://elibrary.ru/prszaa
8. Сорокин Д.О. Использование веб-приложения Character.AI для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 59-65. https://elibrary.ru/kpckof
9. Черкасова Е.А. Формирование грамматической компетенции посредством чат-бота на занятиях по английскому языку в техническом вузе // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 8-1. С. 182-190. https://doi.org/10.34670/AR.2023.79.83.018, https://elibrary.ru/bfppxc
10. Евстигнеев М.Н., Лобеева П.И., Хаусманн-Ушкова Н.В. Формирование лексико-грамматических навыков студентов технического вуза на материале фразовых глаголов английского языка посредством практики с чат-ботом // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 3. С. 591-609. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-591-609, https://elibrary.ru/jpkzjo
11. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
12. Евдокимова М.Г., Агамалиев Р.Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 173-191. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-173-191, https://elibrary.ru/ephuok
13. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly
14. Прохорова А.А., Катаева А.Л. Использование чат-ботов при обучении иностранному языку учащихся средней школы // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2024. № 20. С. 214-221. https://elibrary.ru/zllvii
15. Mohammed A.A.Q., Mudhsh B.A., Bin-Hady W.R.A., Al-Tamimi A.S. DeepSeek and Grok in the Spotlight after ChatGPT in English Education: A Review Study // Journal of English Studies in Arabia Felix. 2025. № 4 (1). P. 13-22. https://doi.org/10.56540/jesaf.v4i1.114, https://elibrary.ru/dxsdin
16. Cerveró-Carrascosa A., Di Sarno-García S. Deepseek’s versus pre-service teachers’ text quality assessment in English as a foreign language // Edulearn25 Proceedings. 2025. P. 10589-10594. https://doi.org/10.21125/edulearn.2025.2788
17. Mali Y.C.G. Exploring the use of ChatGPT in EFL/ESL writing classrooms: a systematic review // Journal of Language and Education. 2025. Vol. 11. № 2 (42). P. 137-156. https://doi.org/10.17323/jle.2025.21793, https://elibrary.ru/mcmklm
18. Лобеева П.И. Методическая модель обучения фразовым глаголам английского языка с использованием чат-ботов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1275-1289. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1275-1289, https://elibrary.ru/ajmfkg
19. Клочихин В.В. Методическая модель обучения студентов коллокационной компетенции на основе корпусных технологий // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 2. С. 24-36. https://doi.org/10.57769/2227-8591.12.2.02, https://elibrary.ru/vtitrn
20. Гаврилов М.В. Методическая модель обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1452-1466. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1452-1466, https://elibrary.ru/bzwqpj
21. Дронов И.С. Методическая система обучения письменному академическому дискурсу студентов магистратуры посредством блога учебной группы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 35-45. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-35-45, https://elibrary.ru/kgxodf
22. Евстигнеев М.Н., Завьялов В.В., Евстигнеева И.А. Обучение профессиональному письменному дискурсу студентов-юристов на основе блог-технологии // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 49-55. https://elibrary.ru/gibpsn
23. Юзбашева Э.Г. Методическая модель формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 44-52. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-44-52, https://elibrary.ru/azhhhk
24. Харламенко И.В. Модель обучения письменно-речевым умениям иностранного языка студентов неязыковых вузов на базе вики-технологии (английский язык): дис. … канд. пед. наук. Москва, 2020. 240 с. https://elibrary.ru/dpmmai
25. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. № 8. С. 4-10. https://elibrary.ru/rawamx
26. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91. https://elibrary.ru/zxjghj
27. Зимняя И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания // Понятийный аппарат педагогики и образования. 2019. Т. 11. С. 36-47. https://elibrary.ru/ixndca
28. Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 309-323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323, https://elibrary.ru/ygipmo
29. Кретов Д.В. Методическая модель обучения студентов языковых специальностей иноязычному письменному речевому высказыванию на основе метода взаимной оценки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 5. С. 1217-1228. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1217-1228, https://elibrary.ru/uswcnm
30. Сысоев П.В. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 6-17. https://elibrary.ru/horgdd
31. Hwang W.Y., Nurtantyana R., Purba S., Hariyanti U., Indrihasari Y., Surjono H.D. AI and recognition technologies to facilitate English as foreign language writing for supporting personalization and contextualization in authentic contexts // Journal of Educational Computing Research. 2023. Vol. 61. № 5. P. 1008-1035. https://doi.org/10.1177/07356331221137253, https://elibrary.ru/yykhtr
32. Budiyanto D., Tridinanti G., Saputri K., Apriani E., Sartika D. Artificial intelligence in ELT: advancing adaptive and personalized language learning // Journal of Languages and Language Teaching. 2025. Vol. 13. № 4. P. 2151-2161. https://doi.org/10.33394/jollt.v13i4.16713
33. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
34. Сысоев П.В. Персонализированное обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 4-12. https://elibrary.ru/ftazdg
35. Титова С.В. Интеллектуальные системы обучения для персонализации и адаптации языковых курсов // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. С. 84-99. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-6, https://elibrary.ru/epdvjb
36. Прохоров А.В. Медиапродукты на основе технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 39-44. https://elibrary.ru/wmvzmg
37. Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А. Развитие умений промпт-инжиниринга у будущего педагога иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 4. С. 795-813. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-795-813, https://elibrary.ru/pzhyev
38. Четырина Н.В. Организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 6. С. 1590-1607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607, https://elibrary.ru/egfqym
Рецензия
Для цитирования:
Четырина Н.В. Методическая модель обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию и медиации на основе практики с чат-ботами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(6):1312-1333. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1312-1333
For citation:
Chetyrina N.V. A methodical model of teaching students foreign language written interaction and mediation based on practice with chatbots. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(6):1312-1333. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1312-1333










