Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Медиаволонтерство в профессиональном образовании в контексте методики «Обучение служением»: экспертное мнение

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1387-1399

Аннотация

Актуальность. В 2023 г. востребованность методики «Обучение служением» (с англ. – Service-learning) существенно возросла в связи с актуализацией подходов к реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей в системе воспитательной работы образовательной организации высшего образования (ООВО). В настоящее время «Обучение служением» рассматривается как особая форма проектного обучения, подразумевающая развитие профессиональных навыков у студентов бакалавриата при их тесном взаимодействии с некоммерческими организациями. В данном контексте мы говорим о создании условий для более эффективного усвоения образовательной программы путем вовлечения студентов в социально значимую проектную деятельность, которая напрямую связана с тем, что входит в сферу интересов и практико-ориентированной деятельности обучающихся. Методика направлена на формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, гражданской солидарности и традиционных ценностей. Университет как образовательный центр предоставляет студентам большие возможности для самореализации и практической деятельности. ООВО является эффективной площадкой для развития интеллектуальных направлений добровольчества, к которым относится и медиаволонтерство. Цель исследования – выявление отношения профильного экспертного сообщества и работодателей в сфере медиа к продвижению добровольчества и поддержке медиаволонтерства как эффективного инструмента развития профессиональных и универсальных компетенций студентов коммуникативных направлений подготовки в процессе интеграции методики «Обучение служением» в университетскую образовательную среду.

Методы исследования. Изучена медиаволонтерская деятельность в контексте профессионального развития студентов коммуникативных направлений подготовки, а также внедрения методики «Обучение служением». Рассмотрено влияние медиаволонтерского опыта на карьерную траекторию и личностное развитие студентов. Использована методика экспертного опроса с опытными управленцами в сфере медиа с целью выявления отношения профильного экспертного сообщества к развитию медиаволонтерства и расширению спектра его эффектов как для субъектов деятельности, так и для благополучателей.

Результаты исследования. Выявлено, что экспертное сообщество в сфере коммуникаций относится положительно к продвижению добровольчества, а медиаволонтерский опыт рассматривается большинством опрошенных как конкурентное преимущество на рынке труда. В то же время наблюдается недостаток информированности экспертов о специфике медиаволонтерства, а также выявлен ряд проблем и возможностей для развития в сфере продвижения добровольчества. Среди проблем: недостаток информации о возможностях и формах добровольчества, отсутствие у представителей некоммерческого сектора профильных навыков продвижения, а также приверженность устаревшим формам коммуникации. Среди возможностей: привлечение и стимулирование медиаволонтеров, мониторинг и использование новых форматов и каналов коммуникации, создание креативных проектов и использование сторителлинга.

Выводы. Медиаволонтерство, опираясь на экспертное мнение, можно считать эффективным направлением практики в рамках методики «Обучение служением», направленным как на формирование профессиональных и надпрофессиональных навыков студентов коммуникативных направлений подготовки, так и на развитие волонтерской деятельности как одного из приоритетных направлений молодежной политики России.

Об авторах

Т. А. Нам
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Нам Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики, директор Центра волонтерских проектов «Гармония»

195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



д. Г. Попов
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Попов Дмитрий Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью

195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



М. B. Смирнов
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Смирнов Максим Владимирович, специалист по работе с молодежью Центра волонтерских проектов «Гармония»

195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



Список литературы

1. Козьякова М.И. Палимпсест и Апокриф: идентичность в глобальной медиасреде // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. М., 2021. Вып. 4. Ч. 1. С. 362-366. https://elibrary.ru/dnzziz

2. Кучерова А.П. «Медиаволонтер» в российском медиадискурсе: к определению понятия // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. Воронеж, 2019. Ч. 1. С. 35-37.

3. Ерофеев С.В. Настольная книга медиаволонтера. М.: Мосволонтер, 2018. 82 с.

4. Певная М.В., Кульминская А.В. Социокультурный портрет молодых медиаволонтеров // PRIMO АSPECTU. 2022. № 3 (51). С. 35-41. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2022-3-51-35-41, https://elibrary.ru/eugfvt

5. Зотова Ю.Г. Медиаволонтерство как форма патриотического воспитания современной молодежи // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы 5 Междунар. науч. конф. М., 2021. С. 318-323. https://elibrary.ru/fejfgz

6. Харченко К.В. Добровольческая (волонтерская) деятельность: на пути к системному регулированию человеческого потенциала // Человеческий капитал. 2022. №. 2 (158). С. 33-41. https://doi.org/10.25629/HC.2022.02.02, https://elibrary.ru/kgfutj

7. Обучение служением / под ред. О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. М.: АВЦ, 2020. 216 с.

8. Salam M. et al. Service learning in higher education: a systematic literature review // Asia Pacific Education Review. 2019. Vol. 20. P. 573-593. https://doi.org/10.1007/s12564-019-09580-6

9. Гаете Сепулведа М.А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность. М.: Грифон, 2022. 90 с.

10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. М.: Альфа-М: ИНФРАМ, 2009. 414 с.


Рецензия

Для цитирования:


Нам Т.А., Попов д.Г., Смирнов М.B. Медиаволонтерство в профессиональном образовании в контексте методики «Обучение служением»: экспертное мнение. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1387-1399. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1387-1399

For citation:


Nam T.A., Popov D.G., Smirnov M.V. Media volunteering in vocational education in the context of the “Service-learning” methodology: expert opinion. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(6):1387-1399. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1387-1399

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)