Дидактический потенциал использования чат-ботов при изучении фразовых глаголов английского языка
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Актуальность. Рассмотрены возможности использования чат-ботов для создания обучающего контента по английскому языку при изучении фразовых глаголов. Цель исследования – привести примеры вариантов заданий, созданных при помощи искусственного интеллекта, и провести анализ учебного контента на предмет его применимости для достижения целей обучения.
Материалы и методы. При помощи чат-бота ChatGPT & Midjourney в мессенджере Telegram были сгенерированы учебные материалы для изучения английских фразовых глаголов по различным темам, которые входят в содержание программы в неязыковом вузе. Задания были разделены на группы по типам упражнений с целью дальнейшего выявления их дидактического потенциала. Использованы методы сравнения и сопоставления, классификации, обобщения полученных результатов.
Результаты исследования. Кратко описаны результаты анализа основных трудностей, связанных с изучением английских фразовых глаголов. Выявлены проблемы, возникающие при использовании технологий искусственного интеллекта для создания учебного контента. Предложены пути решения возникающих проблем.
Выводы. Применение технологий искусственного интеллекта представляет собой перспективное направление современной лингводидактики. Создание учебных материалов при помощи чат-ботов может существенно облегчить работу преподавателя иностранного языка и повысить эффективность усвоения фразовых глаголов за счет использования дополнительных материалов, сгенерированных для решения конкретных учебных задач.
Ключевые слова
Об авторе
П. И. ЛобееваРоссия
Лобеева Полина Игоревна, преподаватель английского языка кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей»
105005, г. Москва, ул. Бауманская 2-я, 5, стр. 1
Список литературы
1. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 6672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
2. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты в обучении иностранному языку: проблематика современных работ и перспективы предстоящих исследований // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. С. 46-59. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3, https://elibrary.ru/moyjhp
3. Пеньков И.А., Мамлеев И.Р. Возможности чат-ботов на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Гуманитарный форум в Политехническом: материалы 2 Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. СПб.: Политех-Пресс, 2023. С. 368-373. https://elibrary.ru/dtlmoa
4. Шилова Н.В. Использование чат-ботов при изучении иностранных языков // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 388-391. https://elibrary.ru/lxmhtv
5. Харламенко И.В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 55-59. https://elibrary.ru/lebneu
6. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
7. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат-боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 45-54. https://elibrary.ru/gdjorm
8. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
9. Тоцкая И.В., Недоспасова Л.А. Образовательный потенциал чат-ботов в изучении иностранных языков: социолингвистический, дидактический и коммуникативный аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 6. С. 14-27. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11045, https://elibrary.ru/vqotsu
10. Петрова М.В. Методический потенциал и ограничения фонетического чат-бота “Your German Friend” // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Н. Новгород, 2023. Т. 20. С. 531-549. https://doi.org/10.47388/2782-2605/lunn2023-20-531-549, https://elibrary.ru/gzjgit
11. Сорокин Д.О. Отношение учеников школ и студентов вузов к применению чат-ботов с искусственным интеллектом в образовании // Державинский форум. 2023. Т. 7. № 1 (25). С. 21-30. https://elibrary.ru/revite
12. Королева Е.Р., Назаров А.И. Студенты и ChatGPT: осведомленность, использование и отношение // Горизонты науки: сб. науч. ст. по материалам докл. и сообщ. 7 Всерос. студенческой науч.-практ. конф. с междунар. участием. Смоленск, 2023. С. 29-34. https://elibrary.ru/nseaso
13. Титова С.В. Цифровизация языкового образования: от ЭВМ к искусственному интеллекту // Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования. М., 2023. С. 12-28. https://elibrary.ru/rxwvxo
14. Карпов А.Г. Исследование возможности применения ИИ при обучении иностранных языков // Современное образование: проблемы, решения, тенденции развития: сб. ст. 7 Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2023. С. 52-57. https://elibrary.ru/kcupuq
15. Фролова О.А. Использование технологий искусственного интеллекта для обучения иностранным языкам: практика и примеры // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 6-2. С. 97-101. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2023.6-2.36, https://elibrary.ru/crjqbq
16. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 12. № 2. С. 18-25. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-18-25, https://elibrary.ru/uiazuw
17. Дукальская И.В., Аликберова Е.О. Чат-боты в приложении Telegram как средство изучения английского языка // Преподаватель XXI век. 2023. № 2-2. С. 434-442. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-2-434-442, https://elibrary.ru/nieiwb
18. Лобеева П.И. Использование современных образовательных технологий в обучении фразовым глаголам английского языка // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 12 Всерос. науч.-практ. internet-конф. (с междунар. участием). Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. С. 124-129. https://elibrary.ru/mwsnkc
Рецензия
Для цитирования:
Лобеева П.И. Дидактический потенциал использования чат-ботов при изучении фразовых глаголов английского языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1467-1476. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476
For citation:
Lobeeva P.I. The didactic potential of using chatbots in teaching and learning English phrasal verbs. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(6):1467-1476. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476
ISSN 2782-5825 (Online)