Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Комплекс проблемных иноязычных заданий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся среднего профессионального образования

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-415-423

Аннотация

Актуальность. Развитие среднего профессионального образования является основной особенностью системы обучения сегодня. Теперь выпускники школ после 9 класса предпочитают обучение по программам СПО с целью последующего поступления в вуз. В связи с чем появилась необходимость профориентационного обучения, что может быть реализовано на уроках иностранного языка посредством интегрированного подхода (предметноязыкового интегрированного обучения).

Цель исследования – разработать комплекс проблемных иноязычных заданий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся среднего профессионального образования.

Материалы и методы. В основу разработанного комплекса проблемных иноязычных заданий профориентационного характера для обучающихся в системе среднего профессионального образования легли труды по интегрированному обучению иностранным языкам, профориентационному обучению иностранному языку, различных типологий иноязычных заданий. В нашем исследовании за основу взята типология упражнений Е.И. Пассова, которая состоит из условно-речевых и речевых заданий. Методом исследования являлся теоретический – анализ литературы в области методики обучения иностранным языкам, обработка полученного материала и его синтез.

Результаты исследования. Для практической реализации профоринетационного обучения был разработан комплекс проблемных иноязычных заданий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся среднего профессионального образования. Комплекс проблемных заданий состоит из условно-речевых заданий (на лексику, фонетику, грамматику и перевод) и речевых упражнений (профессионально ориентированных).

Выводы. Новизна проведенного исследования заключается в разработке собственного комплекса проблемных иноязычных заданий – условно-речевых (на лексику, на грамматику, на фонетику, упражнения в переводе) и речевых интегрированных заданий профессиональной направленности. Данная типология заданий в полной мере позволит реализовать потенциал интегрированного подхода с профориентационной целью обучающихся в системе среднего профессионального образования.

Об авторах

А. С. Белоусов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Белоусов Артур Сергеевич - преподаватель кафедры профильной довузовской подготовки.

392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Н. В. Медведев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Медведев Николай Владимирович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории и философии.

392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33



М. И. Долженкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Долженкова Марина Игоревна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов.



Список литературы

1. Marsh D. Bilingual education and content and language integrated learning. P.: International Association for Cross-cultural Communication, Language Teaching in the Member State of the European Union (Lingua), University of Sorbonne, 1994.

2. Колесников А.А. Концепция профориентационного обучения иностранному языку в системе непрерывного филологического образования // Иностранные языки в школе. 2013. № 7. С. 17-23. https://elibrary.ru/rajjoz

3. Колесников А.А. Профориентационное направление в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 176-187. https://elibrary.ru/ypgyzn

4. Колесников А.А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48. https://elibrary.ru/jhmrgv

5. Колесников А.А. Профориентационное обучение иностранным языкам в школе и вузе: от теории к технологии. Рязань: Изд-во РГУ им. С.А. Есенина, 2018. 400 с. https://elibrary.ru/xwdgpj

6. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Элективный языковой курс “Introduction to Law” в системе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в старших классах // Иностранные языки в школе. 2018. № 7. С. 10-18. https://elibrary.ru/xukypj

7. Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 64-71. https://elibrary.ru/rpbtmi

8. Обдалова О.А., Минакова Л.Ю. Проектная деятельность в реализации предметно-языкового интегрированного обучения в школе // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 72-79. https://elibrary.ru/elfxez

9. Байдикова Т.В. Методика обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе реализации модели интегрированного предметноязыкового обучения: автореф. дис канд. пед. наук. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 25 с. URL: http://disser.tsutmb.ru/uploaddocuments/2021/bajdikova/avtoreferat.pdf

10. Токмакова Ю.В. Методика интегрированного предметно-языкового обучения профессиональному иностранному языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»: автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 26 с. URL: http://disser.tsutmb.ru/uploaddocuments/2021/tokmakova/avtoreferat.pdf

11. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2016. 52 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006651294

12. Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань: Татар. гос. гум.-пед. ун-т, 2008. 44 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003171679

13. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 221 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001319860

14. Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М.: Гос. уч.-пед. издво, 1947. 222 с. URL: https://reallib.org/reader?file=475538&pg=1

15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01001474240


Рецензия

Для цитирования:


Белоусов А.С., Медведев Н.В., Долженкова М.И. Комплекс проблемных иноязычных заданий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся среднего профессионального образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):415-423. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-415-423

For citation:


Belousov A.S., Medvedev N.V., Dolzhenkova M.I. A complex of problematic foreign language tasks aimed at professional orientation of students of secondary vocational education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):415-423. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-415-423

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)