Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование информационных компетенций в проектной деятельности студента-дизайнера

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-223-233

Аннотация

Обоснована необходимость разработки целостного, преемственного и профильно-ориентированного подхода к процессу формирования информационных компетенций в дизайн-проектировании в высшей школе. Поднята проблема формирования навыков работы в команде со специалистами-производственниками и заказчиками, а также навыков создания инновационных проектов. Решены задачи повышения эффективности обучения дизайнеров в условиях модернизации и интеграции содержания обучения в вузе, а именно: сформулированы и выделены компоненты структуры информационных компетенций в дизайн-проектировании студентов – будущих дизайнеров (мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный); выделены и обоснованы этапы формирования информационных компетенций студентов в ходе изучения учебных дисциплин, связанных с дизайн-проектированием; разработаны показатели оценки сформированности основных информационных компетенций в дизайн-проектировании студента-дизайнера в соответствии с установленными ФГОС уровнями: эталонный, стандартный, пороговый; разработана методика формирования основных информационных компетенций в учебной проектной деятельности дизайнеров. Теоретические выводы и научно-методический комплекс учебной дисциплины «Проектирование в графическом дизайне», разработанный на их основе, могут стать составляющей научно-методического обеспечения обучения дизайнеров в вузе в контексте компетентностного подхода к обучению и практико-ориентированной проектной работы при подготовке будущих дизайнеров в вузе, а также при разработке программ курсов повышения квалификации педагогических работников творческих специальностей.

Об авторах

Т. Ю. Китаевская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Китаевская Татьяна Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



И. Н. Перуновская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Перуновская Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Сорочинский М.А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2019. 23 с.

2. Ковешникова Е.Н., Бахлова Н.А. Интеграция как фактор построения процесса оценки профессиональных компетенций будущих дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2017. Вып. 56-1. С. 102-110.

3. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 92 с.

4. Шкиль О.С. Подготовка дизайнеров к решению профессиональных задач средствами новых информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2014. 26 с.

5. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика. М.: Наука, 2003. 764 с.

6. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Ваграменко Я.А. и др. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Ч. 1 / под науч. ред. Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2017. 528 с.

7. Бтемирова Р.И. Метод проектов в условиях современного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24488 (дата обращения: 09.03.2021).

8. Власенко О.В. Педагогические условия подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами компьютерных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2020. 27 с.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. 364 с.

10. Шихваргер Ю.Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. 142 с.

11. Бахлова Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2017. 24 с.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гум. фонд «Знание», 1996. 308 с.

13. Хуторской А.В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения // Известия ВГПУ. 2013. № 5 (80). С. 7-15.

14. Китаевская Т.Ю., Перуновская И.Н. Методы обучения студентов вуза дизайн-проектированию // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 176. С. 98-106. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-98-106

15. Перуновская И.Н. Компьютерная графика в дизайн-проектировании: в 3 ч. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. Ч. 1. 65 с.


Рецензия

Для цитирования:


Китаевская Т.Ю., Перуновская И.Н. Формирование информационных компетенций в проектной деятельности студента-дизайнера. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):223-233. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-223-233

For citation:


Kitaevskaya T.Y., Perunovskaya I.N. Development of information competencies in the project activities of a designer student. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):223-233. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-223-233

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)