Формирование информационных компетенций в проектной деятельности студента-дизайнера
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-223-233
Аннотация
Обоснована необходимость разработки целостного, преемственного и профильно-ориентированного подхода к процессу формирования информационных компетенций в дизайн-проектировании в высшей школе. Поднята проблема формирования навыков работы в команде со специалистами-производственниками и заказчиками, а также навыков создания инновационных проектов. Решены задачи повышения эффективности обучения дизайнеров в условиях модернизации и интеграции содержания обучения в вузе, а именно: сформулированы и выделены компоненты структуры информационных компетенций в дизайн-проектировании студентов – будущих дизайнеров (мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный); выделены и обоснованы этапы формирования информационных компетенций студентов в ходе изучения учебных дисциплин, связанных с дизайн-проектированием; разработаны показатели оценки сформированности основных информационных компетенций в дизайн-проектировании студента-дизайнера в соответствии с установленными ФГОС уровнями: эталонный, стандартный, пороговый; разработана методика формирования основных информационных компетенций в учебной проектной деятельности дизайнеров. Теоретические выводы и научно-методический комплекс учебной дисциплины «Проектирование в графическом дизайне», разработанный на их основе, могут стать составляющей научно-методического обеспечения обучения дизайнеров в вузе в контексте компетентностного подхода к обучению и практико-ориентированной проектной работы при подготовке будущих дизайнеров в вузе, а также при разработке программ курсов повышения квалификации педагогических работников творческих специальностей.
Об авторах
Т. Ю. КитаевскаяРоссия
Китаевская Татьяна Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
И. Н. Перуновская
Россия
Перуновская Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Сорочинский М.А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2019. 23 с.
2. Ковешникова Е.Н., Бахлова Н.А. Интеграция как фактор построения процесса оценки профессиональных компетенций будущих дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2017. Вып. 56-1. С. 102-110.
3. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 92 с.
4. Шкиль О.С. Подготовка дизайнеров к решению профессиональных задач средствами новых информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2014. 26 с.
5. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика. М.: Наука, 2003. 764 с.
6. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Ваграменко Я.А. и др. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Ч. 1 / под науч. ред. Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2017. 528 с.
7. Бтемирова Р.И. Метод проектов в условиях современного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24488 (дата обращения: 09.03.2021).
8. Власенко О.В. Педагогические условия подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами компьютерных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2020. 27 с.
9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. 364 с.
10. Шихваргер Ю.Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. 142 с.
11. Бахлова Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2017. 24 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гум. фонд «Знание», 1996. 308 с.
13. Хуторской А.В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения // Известия ВГПУ. 2013. № 5 (80). С. 7-15.
14. Китаевская Т.Ю., Перуновская И.Н. Методы обучения студентов вуза дизайн-проектированию // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 176. С. 98-106. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-98-106
15. Перуновская И.Н. Компьютерная графика в дизайн-проектировании: в 3 ч. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. Ч. 1. 65 с.
Рецензия
Для цитирования:
Китаевская Т.Ю., Перуновская И.Н. Формирование информационных компетенций в проектной деятельности студента-дизайнера. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):223-233. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-223-233
For citation:
Kitaevskaya T.Y., Perunovskaya I.N. Development of information competencies in the project activities of a designer student. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):223-233. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-223-233










