Влияние СМИ на импичмент Дилмы Русеф
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-511-520
Аннотация
Актуальность. В наши дни средства массовой информации являются важным инструментом политического процесса, влияя на формирование политических предпочтений граждан, а также играя роль координатора потоков информации.
Цель исследования – определение влияния СМИ на импичмент президента Бразилии Дилмы Русеф в 2016 г. В отечественной историографии довольно мало внимания уделено месту СМИ в процессе импичмента, отсюда следует актуальность его изучения.
Материалы и методы. Проведен анализ публикаций, аффилированных с крупнейшим бразильским медиаконцерном «Групу Глобу» (“Grupo Globo”) СМИ, а также влиятельных газет “Folha de São Paulo” и “Estado de São Paulo”, дан сравнительный анализ политических событий Бразилии и их оценок в медиа.
Результаты исследования. Установлено, что ведущие бразильские СМИ регулярно публиковали материалы о неэффективности деятельности властей без попытки ее объективной оценки: игнорировался комплексный характер политических событий и проблем в стране, формировалось мнение читателей о якобы всеобщем характере недовольства президентом и неизбежности импичмента, несмотря на сохранение у Дилмы Русеф значительного числа сторонников.
Выводы. По итогам исследования можно отметить, что владельцы крупнейших бразильских медиа последовательно отстаивали собственные интересы и не преминули использовать возможность отодвинуть от власти неугодную левоцентристскую Партию трудящихся, чтобы избежать рисков неблагоприятной для олигархии экономической политики внутри страны.
Ключевые слова
Об авторе
В. П. ВороновРоссия
Воронов Валерий Павлович аспирант, кафедра новой и новейшей истории.
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Окунева Л.С. Бразилия: радикализация политического процесса (2013–2019 гг.) // Ибероамериканские тетради. 2019. № 3 (25). C. 7-11. https://doi.org/10.46272/2409-3416-2019-3-7-11, https://elibrary.ru/ubgpyw
2. Reginaldo Prandi, Joao Luiz Carniero. Em nome do Pai: Justificativas do voto dos deputados federais evangélicos e não evangélicos na abertura do impeachment de Dilma Rousseff // Revista Brasileira de Ciências Sociais. 2018. Vol. 33. № 96. https://doi.org/10.17666/339603/2018
3. Teun A.Van Dijk. How Globo media manipulated the impeachment of Brazilian President Dilma Rousseff // Discourse and Communication. 2017. Vol. 11. № 2. P. 199-229. https://doi.org/10.1177/1750481317691838
4. Tiago Roberto Pinheiro. José Carlos Vieira. A mídia brasileira no impeachment de Dilma Rousseff // Caderno da Escola Superior de Gestão Pública, Política, Jurídica e Segurança. 2018. Vol. 1. № 2. P. 151-180. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/268170481.pdf
5. Francisco Paulo Jamil Marques, Camila Mont Alverne, Isabele Mitozo. Editorial journalism and political interests: Comparing the coverage of Dilma Rousseff’s impeachment in Brazilian newspapers // Journalism. 2019. Vol. 22. Issue 11. P. 2816-2835. https://doi.org/10.1177/1464884919894126
Рецензия
Для цитирования:
Воронов В.П. Влияние СМИ на импичмент Дилмы Русеф. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):511-520. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-511-520
For citation:
Voronov V.P. Mass media influence in Dilma Rousseff’s impeachment. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):511-520. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-511-520