Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Коммуникативный аспект лингвокогнитивного подхода к иноязычному обучению

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1179-1193

Аннотация

Актуальность. На современном этапе развития методики иноязычного обучения все актуальнее становится вопрос оптимизации и трансформации такого обучения сообразно требованиям времени, меняющегося социума и новых научных парадигм, в особенности затрагивающих вопросы когнитивной и коммуникативной деятельности человека. В этих условиях востребованными оказываются сведения и разработки современных направлений когнитивной лингвистики и тесно связанного с ней широкого спектра когнитивных наук, которые возможно интегрировать в образовательный процесс. Цель исследования – вычленить ключевые особенности интерпретации коммуникации и коммуникативной деятельности с позиций когнитивных наук и включение их в структуру коммуникативного иноязычного обучения в рамках лингвокогнитивного подхода.

Материалы и методы. В качестве материалов настоящего исследования выступили научные работы отечественных и зарубежных исследователей-когнитологов и специалистов в области методики преподавания иностранных языков. Методами исследования послужили анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация и классификация.

Результаты исследования. Изучены актуальные взгляды на коммуникацию с точки зрения ряда течений когнитивной лингвистики и когнитивных наук в целом, релевантные для современного коммуникативного иноязычного обучения. Выделены основные компоненты коммуникации с позиций когнитивных наук и идентифицированы значимые факторы, обусловливающие эффективное коммуникативное взаимодействие в социальных и образовательных контекстах. Сформулированы ключевые положения лингвокогнитивного подхода к иноязычному обучению, отражающие сущностную сторону коммуникации на изучаемом языке в рамках учебного занятия и ситуаций реального коммуникативного взаимодействия. Обоснована значимость учета технологической стороны коммуникации в современном обществе и учебном пространстве.

Выводы. Коммуникация как феномен осмысленной интеракции на занятиях по иностранному языку и сегодня остается ключевым элементом иноязычного обучения. Изменение понимания сущности и содержания коммуникативного взаимодействия под влиянием наработок когнитивных наук и цифровой трансформации современного общества предопределяет значимость лингвокогнитивного подхода к обучению иностранному языку как перспективного подхода к иноязычному обучению в актуальном образовательном контексте.

Об авторе

С. В. Мотов
Университет Иллинойса (Урбана-Шампейн)
Соединённые Штаты Америки

Мотов Сергей Владимирович, научный сотрудник кафедры славянских языков и литератур

61801, Иллинойс, Урбана, 707 Юг Мэтьюс Стрит



Список литературы

1. Savignon S.J. Interpreting Communicative Language Teaching: Contexts and Concerns in Teacher Education. New Haven: Yale University Press, 2002. 256 p. https://www.jstor.org/stable/j.ctt1npsh9

2. Savignon S.J. Communicative Language Teaching: State of the Art // TESOL Quarterly. 1991. Vol. 51. № 2. P. 261-277. https://doi.org/10.2307/3587463, https://www.jstor.org/stable/3587463

3. Miller S., Bruce D. Welcome to the 21st Century: New Literacies Stances to Support Student Learning with Digital Video Composing // The English Journal. 2017. Vol. 106. № 3. P. 14-18. https://www.jstor.org/stable/26359280

4. Мотов С.В. Особенности обучения иностранному языку на лингвокогнитивной основе в современных образовательных реалиях (на примере отрицания в английском языке) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 195. С. 50-59. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-50-59, https://elibrary.ru/crahqo

5. Brandt P.A. Cognitive Semiotics: Signs, Mind and Meaning. L.: Bloomsbury Academic, 2019. 241 p. http://dx.doi.org/10.5040/9781350143333

6. Isac D., Reiss C. I-Language. An Introduction to Linguistics as Cognitive Science. Oxford: Oxford University Press, 2008. 318 p.

7. Rigotti E., Greco S. Communication: Semiotic Approaches // Concise Encyclopeida of Philosophy of Language and Linguistics. Oxford: Elsevier, 2009. P. 57-64.

8. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высш. школы экономики, 2016. 568 с.

9. Jakobson R. Language in Literature. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1987. 548 p.

10. Кравченко А.В. От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя познавательные установки языкознания. М., 2013. 388 с. https://elibrary.ru/raogwz

11. Petrilli S., Ponzio A. Language as Primary Modeling and Natural Languages: A Biosemiotic Perspective // Biosemiotic Perspectives on Language and Linguistics. Heidelberg: Springer, 2015. P. 47-76. https://doi.org/10.1007/978-3-319-20663-9

12. Cowley S.J. Verbal Patterns: Taming Cognitive Biology // Biosemiotic Perspectives on Language and Linguistics / ed. By E. Velmezova, K. Kull, S.J. Cowley. Heidelberg: Springer, 2015. P. 123-148. https://doi.org/10.1007/978-3-319-20663-9

13. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с. https://elibrary.ru/yqozjo

14. Gardner H. The Mind’s New Science: A History of the Cognitive Revolution. N. Y.: Basic Books, 1987. 448 p.

15. Robbins P., Aydede M. The Cambridge Handbook of Situated Cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 520 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511816826

16. Шульц О.Е., Первова Г.М., Мотов С.В. Обучение английскому языку на лингвокогнитивной основе: экстралингвистический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 5. С. 1172-1183. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1172-1183, https://elibrary.ru/evqfgg

17. Smart P., Heersmink R., Clowes R.W. The Cognitive Ecology of the Internet // Cognition Beyond the Brain: Computation, Interactivity and Human Artifice. 2nd ed. L.: Springer, 2017. P. 251-282. https://doi.org/10.1007/978-3-319-49115-8

18. Gallagher S. How the Body Shapes the Mind. Oxford: Oxford University Press, 2005. 230 p. https://doi.org/10.1093/0199271941.001.0001

19. Wachsmuth I., Lenzen M., Knoblich G. Introduction to embodied communication: why communication needs body // Embodied Communication in Humans and Machines. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 1-27. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199231751.003.0001

20. Barresi J. Some boundary conditions on embodied agents sharing a common world // Embodied Communication in Humans and Machines. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 29-52. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199231751.003.0002

21. Gallagher S. Action and Interaction. Oxford: Oxford University Press, 2020. 320 p.

22. Shapiro L. Embodied Cognition. 2nd ed. L.: Routledge, 2019. 304 p. https://doi.org/10.4324/9781315180380

23. Pacherie E. The sense of control and the sense of agency // Psyche: An Interdisciplinary Journal of Research on Consciousness. 2007. Vol. 13. № 1. P. 1-30. https://philpapers.org/rec/PACTSO-2

24. Searle J.R. The intentionality of intention and action // Inquiry: An Inderdisciplinary Journal of Philosophy. 1979. Vol. 22. № 1-4. P. 253-280 https://doi.org/10.1080/00201747908601876, https://philpapers.org/rec/SEATIO

25. Goldin-Meadow S. Hearing Gesture. How Our Hands Help Us Think. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2003. 304 p. https://doi.org/10.2307/j.ctv1w9m9ds, https://www.jstor.org/stable/j.ctv1w9m9ds

26. McNeill D. Language and Gesture. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 409 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511620850

27. Maturana H.R., Varela F.J. The Tree of Knowledge: The Biological Roots of Human Understanding. Boston; London: Shambhala Publications, Inc., 1987. 272 p.

28. Беляев Б.В. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку // Психология в обучении иностранному языку. М.: Просвещение, 1967. С. 5-17.

29. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М.: Рус. яз. Курсы, 2010. 568 с.

30. Chun D., Kern R., Smith B. Technology in Language Use, Language Teaching, and Language Learning // The Modern Language Journal. 2016. Vol. 100. № 51. P. 64-80. https://doi.org/10.1111/modl.12302, https://www.jstor.org/stable/44134996

31. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Либроком, 2019. 264 с. https://elibrary.ru/ytpxzz

32. Мотов С.В. Когнитивная лингвистика в иноязычном обучении: проблемы и перспективы (на примере английского языка в языковом вузе) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 923-938. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-923-938, https://elibrary.ru/vjdkdg

33. Мотов С.В. Обучение грамматике английского языка на лингвокогнитивной основе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 179. С. 32-39. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-32-39, https://elibrary.ru/yzesdz

34. Кравченко А.В., Паюнена М.В. Практика в плену теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 56. С. 65- 91. https://doi.org/10.17223/19986645/56/5, https://elibrary.ru/ywgpsh


Рецензия

Для цитирования:


Мотов С.В. Коммуникативный аспект лингвокогнитивного подхода к иноязычному обучению. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1179-1193. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1179-1193

For citation:


Motov S.V. The communicative aspect of the linguocognitive approach to foreign language teaching. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(5):1179-1193. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1179-1193

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)