Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-36-45
Аннотация
Актуальность. Активное использование школьниками в повседневной жизни современных технологий, обеспечивающих доступ к виртуальному пространству Интернета, содержащему большое количество угроз для нормального развития несовершеннолетних, способствовало появлению у научного сообщества интереса к проблеме формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, а также выявлению факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Цель исследования – изучение факторов, влияющих на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации.
Методы исследования. Данное исследование выполнено на основе интегративного, аксиологического, личностно-деятельностного и средового подходов. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, структуризация информации.
Результаты исследования. Обосновано, что на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации оказывает влияние совокупность факторов, которые условно можно разделить на две группы: внешние (информационно-техническая среда, природные и социокультурные факторы) и внутренние (биологические и индивидуально-психологические особенности).
Выводы. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки технологии формирования личностной готовности подростков к противодействию отрицательным влияниям интернет-социализации.
Об авторе
А. С. ХодаевРоссия
Ходаев Алексей Сергеевич, научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5. С. 173-174. https://www.elibrary.ru/pczhaf
2. Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Аналитическое осмысление студентами вуза понятия «информационный иммунитет личности»: педагогический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5 (206). С. 1077-1087. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1077-1087, https://www.elibrary.ru/cgkwdx
3. Уваров Е.А., Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Социально-психологические факторы и механизмы возникновения экстремизма // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 104. С. 91-97. https://www.elibrary.ru/sneqbr
4. Мещерякова Е.И. Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://www.elibrary.ru/eojpwb
5. Байков Д.М. Формирование профессионально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к противодействию информационным угрозам в сети Интернет: дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 259 с. https://www.elibrary.ru/ordseb
6. Каширин В.П. Социальная психология. Берлин; Москва: Директ-Медиа, 2021. 232 с. https://www.elibrary.ru/dyiotz
7. Панина Е.В. Специфика самосознания подростков разного пола и гендерной ориентации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 24 с. https://www.elibrary.ru/zpjzdr
8. Панина Е.В. Исследование половых особенностей саморегуляции у подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4-1 (33). С. 132-136. https://www.elibrary.ru/pbkbcf
9. Костромина С.Н. Введение в нейродидактику. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2019. 182 с. https://www.elibrary.ru/hvocvj
10. Рахимкулова А.С. Нейропсихологические особенности подросткового возраста, влияющие на склонность к рисковому и суицидальному поведению // Суицидология. 2017. Т. 8. № 1 (26). С. 52-61. https://www.elibrary.ru/ykvdfl
11. Смирнов В.М. Психика, душа и сознание – спорные вопросы // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № 2. С. 18-24. https://www.elibrary.ru/ndtxal
12. Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 81-100. https://www.elibrary.ru/sweppz
13. Томина Н.А. Факторы, влияющие на формирование информационного иммунитета у детей // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2022. С. 101-103. https://www.elibrary.ru/hcxzxi
14. Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 4. С. 108-115. https://www.elibrary.ru/vjkgip
15. Гаркуша Н.С., Густавссон Л. Природа как ресурс образования современных школьников: шведский опыт // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2954-2958. https://www.elibrary.ru/rqrxzl
16. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. 304 с. https://www.elibrary.ru/qofumr
17. Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 13-15. https://www.elibrary.ru/uyyifx
18. Юдина А.И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 231-243. https://www.elibrary.ru/rbgxah
19. Бобровникова Н.С. Основные факторы виктимизации современных подростков // Цифровая наука. 2020. № 5 (5). С. 166-171. https://www.elibrary.ru/qtylbf
20. Николаева А.А., Савченко И.А., Зиновьева Н.А. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 1 (22). С. 27-32. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2018-1-27-32, https://www.elibrary.ru/xnrzbb
21. Соколовская И.Э., Щербакова О.И., Васякин Б.С. Информационно-психологическая безопасность личности как психотехнология защиты от манипуляции сознанием молодежи // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2. С. 154-164. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-154-164, https://www.elibrary.ru/fgakio
Рецензия
Для цитирования:
Ходаев А.С. Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(1):36-45. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-36-45
For citation:
Khodaev A.S. Factors influencing the formation of adolescents’ personal readiness to resist the negative influences of Internet socialization. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(1):36-45. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-36-45