Ментальные карты как эффективная образовательная технология формирования информационно-правовой компетенции личности
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-591-598
Аннотация
Рассмотрены ментальные карты как эффективная образовательная технология формирования информационно-правовой компетенции личности. Отмечено, что условия интенсивного развития законодательно-правовой сферы общества и ее информатизация обусловливают необходимость модернизации системы обучения, частичная автоматизация становится необходимым условием для успешного функционирования организаций и учреждений во всех сферах общества. Дана характеристика технологий социально-культурной деятельности, которые направлены на выявление специфики практико-ориентированной педагогической системы обучения. Обоснованы ведущие принципы организации педагогического процесса, среди которых выступает принцип досуговой самоорганизации, детерминированный потребностью личности в получении необходимых информационно-правовых знаний для осуществления профессиональной деятельности посредством интеграции личности в образовательные инициативы, которые способствуют ее гармоничному развитию и самосовершенствованию в свободное от обучения время. Выявлена специфика формирования информационно-правовой компетенции личности на основе применения современных образовательных технологий (составления ментальных карт), интернет-ресурсов с опорой на нормативно-правовую базу Российской Федерации. Особое внимание уделено обоснованию технологического подхода к применению ментальных карт для активизации профессионального саморазвития в условиях внеаудиторной работы. Охарактеризованы этапы создания ментальных карт, структура и стили их оформления. Определены интерактивность и возможность адаптации учебного материала слушателями, с учетом их подготовки.
Об авторах
Н. В. КузнецоваРоссия
Кузнецова Наталия Владимировна, соискатель Департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств;
заместитель начальника по учебной работе – начальник учебного отдела Центра профессиональной подготовки
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1;
125009, г. Москва, Никитский пер., 3
Е. И. Григорьева
Россия
Григорьева Елена Ивановна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры философии и социальных наук
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
Список литературы
1. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-55.
2. Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н. Информационная культура личности: в 2 ч. М.: Изд-во «Юрайт», 2021. Ч. 2. 308 с.
3. Федосов А.Ю., Маркушевич М.В. Свободное программное обеспечение в образовательном процессе как фактор формирования правового и технологического аспектов информационной культуры школьника // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8. № 1. С. 79-89.
4. Миронова О.И. Формирование информационной компетентности студентов как условие эффективного осуществления информационной деятельности // Вестник ЛНУ им. Тараса Шевченко. 2010. № 17 (204). С. 165-174.
5. Рыжова Н.И. и др. Формирование информационно-правовой компетентности специалистов гуманитарного профиля в условиях информатизации профессиональной подготовки в вузе // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 1. С. 198-210.
6. Григорьева Е.И., Пиндус В.Я. Особенности формирования правовой культуры военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 5 (169). С. 76-81. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-76-81
7. Шарковская Н.В. Сущность и специфика понятия «социально-культурная технология»: теоретикометодологический аспект // Культура и образование. 2020. № 4 (39). С. 95-105. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2020-439-95-105
8. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.
9. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / пер. с англ. Е.А. Самсонов. Минск: ООО «Попурри», 2003. 304 с.
10. Шарковская Н.В. Активное воображение как основа организации досуговой деятельности личности // Культура и образование. 2020. № 1 (36). С. 73-81. https://doi.org/10.24411/2310-1679-2020-10109
11. Ярошенко Н.Н. и др. Социально-культурная деятельность в современном гуманитарном дискурсе. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 2021. 280 с.
12. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Ин-та образования человека, 2013. 73 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова Н.В., Григорьева Е.И. Ментальные карты как эффективная образовательная технология формирования информационно-правовой компетенции личности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(3):591-598. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-591-598
For citation:
Kuznetsova N.V., Grigorieva E.I. Mental maps as an effective educational technology for the development of information and legal competence of a person. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(3):591-598. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-591-598