Опыт организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-655-663
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает обязательную реализацию курса «Индивидуальный проект», логическим завершением которого является защита учащимся одного из выбранных типов работы: проект или исследование. Это актуализирует расширение подходов к преподаванию и обучению, систему сопровождения педагогов для эффективной организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях на уровне среднего общего образования. Представлен подход организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе. Выделены и уточнены основные этапы организации проектной и исследовательской деятельности в рамках вышеуказанного предмета, а именно констатирующий – подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, разграничение понятий «учебный проект» и «учебное исследование», который включал в себя два блока: 1) «погружение» учащимися в проектную деятельность, 2) «погружение» учащимися в исследовательскую деятельность; организационный – стимулирование у учащихся мыслительно-деятельностных процессов, состоящий из блоков, направленных на 3) развитие поисковой и аналитической деятельности, 4) закрепление отличительных характеристик объекта и предмета исследования, 5) выработку навыков планирования и целеполагания, 6) развитие презентационных и коммуникативных навыков; проектирующий – выработка навыков работы с научной и учебной литературой, академического письма; инструментальный – знакомство с организацией и проведением экспериментальной части исследования, проработка итогового продукта; конструктивный – доработка исследования/проекта с учетом замечаний и предложений, оформление текста работы, публичная защита перед комиссией. Рассмотрен ряд практических и лабораторных работ, проводимый на занятиях.
Об авторах
Т. Э. МангерРоссия
Мангер Татьяна Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профильной довузовской подготовки
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Е. А. Белова
Россия
Белова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профильной довузовской подготовки
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Абуталимова А.А., Батаева М.Т., Мусхаджиева Т.А. Метод учебных проектов как совершенствующаяся педагогическая технология работы со студентами // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 9-12.
2. Гилядов С.Р. Развитие общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2019. 50 с.
3. Лукьянченко Т.В., Наянова А.А. Учебное исследование и учебный проект – формы итогового индивидуального проекта выпускников основной школы // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. 20 Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2021. С. 193-195.
4. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 8. С. 7-12.
5. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 50 с.
6. Мелтонян Л.Л. Учебное исследование. Отличительные черты исследования и проекта // Современные образовательные технологии как средство развития научно-педагогического потенциала: сб. науч. ст. Челябинск, 2018. С. 133-143.
7. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22-32.
Рецензия
Для цитирования:
Мангер Т.Э., Белова Е.А. Опыт организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(3):655-663. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-655-663
For citation:
Manger T.E., Belova E.A. Experience in organizing the subject “Individual Project” in high school. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(3):655-663. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-655-663