Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Модель предметно-языкового интегрированного обучения как средства профессиональной ориентации учащихся старших классов гуманитарного профиля обучения

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-420-431

Аннотация

Методической моделью принято считать определенный набор связанных между собой элементов, образующих целостную систему, целью которой является достижение поставленной задачи в виде формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся гуманитарного класса старшей школы. Данная модель может быть успешно реализована посредством предметно-языкового интегрированного обучения. Существует ряд подходов, на основе которых строится сама система обучения иностранным языкам: личностно-деятельностного, компетентностного, системного, коммуникативно-когнитивного, профориентационного и интегрированного предметно-языкового обучения. Дидактические и методические принципы данных подходов дают возможность реализовать данную модель на практике. Описаны методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения: принцип 4 «C», принцип когнитивности, принцип единства мыслительной и речевой деятельности, принцип интеграции иностранного языка и предметного содержания, принцип последовательного увеличения уровня сложности, принцип языковой адаптации, принцип оптимальности, принцип опоры на родной и иностранный языки, мотивационный принцип, принцип интерактивности и принцип профориентационного обучения. Частными принципами предметно-языкового интегрированного обучения можно назвать: принцип интегративности, принцип профессиональной направленности обучения, принцип преемственности, принцип преобладания проблемных заданий профессиональной направленности, принцип учета специфики внутрипрофильной специализации. Основой интегрированных предметно-языковых занятий являются следующие методы обучения: интегративные, коммуникативные, информационно-репродуктивные, продуктивные, тандем-метод, профориентационный, метод профессионального обучения и методы контроля. Комплексом инструментов педагога для осуществления своей деятельности являются средства обучения.

Об авторе

А. С. Белоусов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Белоусов Артур Сергеевич, ассистент кафедры профильной довузовской подготовки

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Apsel C. Coping with CLIL: Dropouts from CLIL Streams in Germany / University of Hamburg (Germany). URL: www.icrj.eu/14/article5.htm (accessed: 16.06.2021).

2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психол., 2008. 479 с.

3. Байдикова Т.В. Методическая модель обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 181. С. 55-67. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-55-67

4. Токмакова Ю.В. Методическая модель обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 53-63. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-53-63

5. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика. М.: Филоматис, 2007. 470 с.

6. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5 (97). С. 49-54.

7. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 3-9.

8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

9. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.

10. Сысоев П.В. Когнитивные аспекты овладения культурой // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 4. С. 110-123.

11. Колесников А.А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48.

12. Marsh D. The relevance and potential of content and language integrated learning. N. Y., 2003.

13. Coyle D. CLIL – a pedagogical approach // Van Deusen-Scholl N., Hornberger N. Encyclopedia of Language and Education. N. Y., 2008. P. 97-111.

14. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 30-29.

15. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. 52 с.

16. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2018. 376 с.

17. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М.: Еврошкола, 2001. 271 с.

18. Поляков О.Г., Белоусов A.C. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 64-71.

19. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals. N. Y.: Longmans; Green, 1956.

20. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

21. Белоусов А.С. Психолого-педагогические условия реализации предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) как метода профессиональной ориентации старшеклассников гуманитарного профиля обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 26. № 195. С. 164-172. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-164-172


Рецензия

Для цитирования:


Белоусов А.С. Модель предметно-языкового интегрированного обучения как средства профессиональной ориентации учащихся старших классов гуманитарного профиля обучения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(2):420-431. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-420-431

For citation:


Belousov A.S. The model of content and language integrated learning as a mean of career guidance of secondary school students of the humanities classes. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(2):420-431. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-420-431

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)