Методические аспекты развития критического мышления студентов факультета иностранных языков направления подготовки «Педагогическое образование»
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-68-78
Аннотация
Актуальность работы обусловлена необходимостью развития критического мышления студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на факультете иностранных языков и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Критическое мышление рассматривается в данном исследовании как особый вид мышления, направленный на решение наиболее значимых учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач с учетом профессиональной деятельности будущего педагога иноязычного образования. Авторы считают, что данный вид мышления должен быть основан на реализации аналитических механизмов, обеспечивающих установление закономерных связей между всеми составляющими процесса иноязычного образования и внедрении системы методических средств, направленных на развитие критического мышления. Освещена проблема развития критического мышления на основе применения системы методических средств, реализующихся во всех видах речевой деятельности – в аудировании, говорении, чтении и письме. Целью исследования является представление технологических аспектов развития критического мышления у будущих бакалавров педагогического иноязычного образования и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса в подготовке кадров данной сферы деятельности. Новизна данного исследования заключается в том, что в нем представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие критического мышления во всех видах речевой деятельности, которые могут применяться в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка с целью формирования и развития их критического потенциала.
Об авторах
О. В. КоноваловаРоссия
Коновалова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков
305000, г. Курск, ул. Радищева, 33
Р. С. Дорохов
Россия
Дорохов Руслан Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков
305000, г. Курск, ул. Радищева, 33
Список литературы
1. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.
2. Glaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking. N. Y.: Teachers College, Columbia University, 1941.
3. Elder L., Paul R. Guide to Critical Thinking. Tomales: The Foundation for Critical Thinking Press, 2007. 49 p.
4. Чатфилд Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. М.: Альпина Паблишер, 2019. 295 c.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.
6. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1974. 24 с.
7. Шакирова Д.М. Критическое мышление. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. Вып. 3 (Серия «Методологии. Технологии. Инновации»). 146 с.
8. Lipman M. Thinking in Education. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 304 p.
9. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
10. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2009. 84 с.
11. Муякина В.П. Формирование критического мышления у студентов как реализация развивающего потенциала учебного предмета «Иностранный язык»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 22 с.
12. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 84 с.
13. Cottrell S. Critical Thinking Skills: Developing Effective Analysis and Argument (2nd edition). L.: Palgrave Macmillan, 2011. P. 147.
Рецензия
Для цитирования:
Коновалова О.В., Дорохов Р.С. Методические аспекты развития критического мышления студентов факультета иностранных языков направления подготовки «Педагогическое образование». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(1):68-78. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-68-78
For citation:
Konovalova O.V., Dorokhov R.S. Methodic aspects of the development of critical thinking of ESL students majoring in Pedagogical education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(1):68-78. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-68-78