Проблемы освоения умения говорить на английском языке учеников 8–9 классов и пути их решения
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-113-126
Аннотация
Важную роль в обучении иностранному языку играет учет не только объективных трудностей, но и субъективных причин, вызванных особенностями возраста, психологии и личных интересов ученика. Несмотря на многочисленность публикаций по проблемам в изучении иностранного языка в средней школе, практически отсутствуют исследования, включающие анализ проблем как объективного, так и субъективного характера при обучении говорению на английском языке – именно говорение отмечено педагогами и учениками 8–9 классов как наиболее сложный раздел в изучении иностранного языка. Цель исследования – выявление основных трудностей в обучении говорению, с которыми сталкиваются педагоги и ученики, и поиск путей решения выявленных проблем. Основные методы исследования – наблюдение и опрос педагогов и учеников. Описаны результаты исследования: преодоление наиболее выраженных трудностей в обучении говорению (страх (50 %), недостаток знаний (29,7 %), отсутствие практики (20,3 %)) предполагает разработку нового формата занятий, который позволит справиться с выявленными барьерами. Область применения результатов работы варьирует от обучения английскому языку в рамках школьного образования до его преподавания в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации. Доказано, что говорение представляется одним из наиболее сложных разделов изучения иностранного языка как по мнению педагогов, так и по мнению учеников 8–9 классов. На основании данных опроса выдвинуто предположение о том, что применение на уроках английского языка англоязычных фильмов и разработанных к ним заданий с учетом рекомендаций исследователей в области психологии подросткового возраста позволит повысить качество освоения умения говорения на английском языке.
Об авторе
Р. С. КалачниковаРоссия
Калачникова Раксана Суреновна, аспирант направления подготовки 44.06.01 Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Забусова Е.И., Лазарева А.Ю., Колодченко В.В. Развитие речевой деятельности // Символ науки. 2018. № 10. С. 82-83.
2. Золотарева С.А., Межова М.В. Обучение говорению как виду речевой деятельности в контексте международного взаимодействия студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 207-212.
3. Chaney A.L., Burk T.L. Teaching Oral Communication in Grades k-8. Boston: Allyn and Bacon, 1998.
4. Лихачева О.Н. Приемы обучения устной речи во взаимосвязи с развитием мышления на занятиях по русскому языку как иностранному на продвинутом этапе обучения // Новые технологии. 2009. № 1. С. 96-98.
5. Kainz F. Psychologie der Sprache: in 4 Bd. Stuttgart, 1951.
6. Абушкин Б.М., Концевенко Я.Н., Козиков Д.Д. К вопросу о социальном развитии современных школьников // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 100-111. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.33.1.08
7. Николаева А.-М.Ю. Представление о когнитивных способностях детей-билингвов в научной литературе. Опыт оценки когнитивного потенциала билингвальных образовательных программ // Наука и школа. 2016. № 3. С. 93-97.
8. Николаева А.-М.Ю. Влияние обучения лексике второго языка методом погружения в языковую среду на когнитивное развитие ребенка при освоении билингвальной образовательной программы // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-4 (54). С. 67-70. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.240
9. Шепеленко Т.М. Психологические аспекты изучения иностранных языков // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. № 1. С. 117-125. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2017.1.12
10. Калачникова Р.С. Особенности обучения говорению на английском языке учеников 8–9-х классов // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 15. С. 119-125.
Рецензия
Для цитирования:
Калачникова Р.С. Проблемы освоения умения говорить на английском языке учеников 8–9 классов и пути их решения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(1):113-126. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-113-126
For citation:
Kalachnikova R.S. Problems of mastering speaking in English in 8th–9th grade students and ways to solve them. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(1):113-126. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-113-126