Технология организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в психолого-педагогических классах
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293
Аннотация
Актуальность. В современном мире роль учителя изменилась, и теперь перед студентами – будущими педагогами стоит задача не только обучать, но и быть готовыми к постоянному саморазвитию, профессиональному росту и непрерывному обучению. В современных нормативно-правовых документах системы педагогического образования определена компетенция, способствующая самообразованию как необходимая для овладения будущим педагогом. Развитие способности к саморегуляции у учащихся в системе педагогического образования имеет большой потенциал для успешного профессионального становления. Поэтому важно организовать эффективный процесс саморегулируемого обучения в современной школе на этапе ранней профессионализации в психолого-педагогических классах. Цель исследования – разработка и обоснование технологии организации саморегулируемого обучения, способствующей успешной готовности к личностно-профессиональному становлению старшеклассников – обучающихся психолого-педагогических классов.
Методы исследования. Анализ данных теоретических и эмпирических исследований в области саморегулируемого обучения, также применялись: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация, опрос.
Результаты исследования. Саморегулируемое обучение – это процесс, в котором учащиеся активно участвуют в своей собственной учебной деятельности. Включенные в саморегулируемое обучение старшеклассники показывают более высокие образовательные результаты, быстро усваивают материалы курсов и чаще достигают своих личных целей. В контексте когнитивно-технологического подхода к обучению научно обоснована инновационная технология саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, включающая деятельностный алгоритм: самодиагностика – целеполагание – самомотивация – планирование – реализация личностной стратегии – саморефлексия; а также методы диагностики и автодидактики. Разработана диагностическая методика выявления уровня готовности учащихся к саморегулируемому обучению.
Выводы. Учитывая, что саморегулируемое обучение – это сложный процесс, требующий многолетней практики, обучения и опыта, результативно применение его в формате технологии организации саморегулируемого обучения, особенно на этапе ранней профессионализации в психолого-педагогических классах. Эффект усиливается при применении когнитивно-технологического подхода, алгоритма этапов и совокупности методов автодидактики. Спроектированная технология является ценным инновационным инструментом для повышения эффективности деятельности психолого-педагогических классов, а также для исследований и практики в области педагогического образования.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ГарашкинаРоссия
Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24
А. А. Дружинина
Россия
Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Лозовицкая А.А. Особенности развития экосистемы партнерства «педагогический вуз – муниципальная система образования» в контексте расширения возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 149-157. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-149-157, https://elibrary.ru/wcmuwi
2. Бажук О.В., Берестовская Л.П., Мерецкая Т.В. Формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональному самообразованию // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 111-129. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.7, https://elibrary.ru/qofbxw
3. Калацкая Н.Н., Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 1. С. 135-150. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.10, https://elibrary.ru/deqdqg
4. Broadbent J., Poon W.L. Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007
5. Енова И.В. Формирование личностной самоэффективности студентов вуза в процессе обучения: психолого-педагогические аспекты // Образование: традиции и инновации. 2020. № 4 (31). С. 40-43. https://elibrary.ru/pouboo
6. Корякина Я.В., Ломтева Т.Н., Каменский М.В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 141- 148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148, https://elibrary.ru/ztlvvj
7. Берман Н.Д., Безматерных К.Л. Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-среде // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). C. 335-344. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29, https://elibrary.ru/wuoxpi
8. Малкова Т.В. К вопросу о важности формирования и совершенствования навыков саморегулируемого обучения // Вопросы педагогики. 2022. № 1-2. С. 213-216. https://elibrary.ru/vlzvra
9. Вилкова К.А. Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 123-133. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211, https://elibrary.ru/dyaxtf
10. Kizilcec R.F., Pérez-Sanagustín M., Maldonado J.J. Self-regulated learning strategies predict learner behavior and goal attainment in massive open online courses // Computers & Education. 2017. № 104. P. 18-33. http://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.10.001
11. Littlejohn A. Learning in MOOCs: motivations and self-regulated learning in MOOCs // The Internet and Higher Education. 2016. Vol. 29. P. 40-48. http://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.12.003
12. Сиразиева Л.М., Фахрутдинова Р.А. Модели и методики оценки навыков самостоятельной образовательной деятельности обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2018. № 4. С. 71-76. https://elibrary.ru/yornlv
13. Pintrich P.R., Smith D.A.F., Garcia T., Mckeachie W.J. Reliability and predictive validity of the motivated strategies for learning questionnaire (MSLQ) // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53. Issue 3. P. 801-813. http://doi.org/10.1177/0013164493053003024
14. Фомина Т.Г. Концептуальные подходы к анализу саморегулируемого обучения в зарубежной психологии образования // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 27-37. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110303, https://elibrary.ru/gpdxmx
15. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Когнитивная вовлеченность как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 93-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-93-109, https://elibrary.ru/jdktod
16. Минюрова Г.Х. Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психологопедагогические категории // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 170-176. https://elibrary.ru/jvtmxz
17. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Повышение осознанности студентов в обучении посредством использования технологии учебной автономии в образовательном пространстве педагогического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 6-4 (120). С. 72-76. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.147, https://elibrary.ru/wumrte
18. Батракова И.С., Тряпицын А.В. Анализ опыта построения образовательного процесса в магистратуре как ресурса развития высшего педагогического образования // Научное мнение. 2023. № 9. С. 78-82. https://doi.org/10.25807/22224378_2023_9_78, https://elibrary.ru/orbntk
19. Brenner C.A. Self-regulated learning, self-determination theory and teacher candidates’ development of competency-based teaching practices // Smart Learning Environments. 2022. № 3. https://doi.org/10.14288/1.0406447
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Технология организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в психолого-педагогических классах. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):281-293. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293
For citation:
Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Technology for organizing self-regulated learning at the stage of early professionalization of high school students in psychological and pedagogical classes. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(2):281-293. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293