Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Технология организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в психолого-педагогических классах

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293

Аннотация

Актуальность. В современном мире роль учителя изменилась, и теперь перед студентами – будущими педагогами стоит задача не только обучать, но и быть готовыми к постоянному саморазвитию, профессиональному росту и непрерывному обучению. В современных нормативно-правовых документах системы педагогического образования определена компетенция, способствующая самообразованию как необходимая для овладения будущим педагогом. Развитие способности к саморегуляции у учащихся в системе педагогического образования имеет большой потенциал для успешного профессионального становления. Поэтому важно организовать эффективный процесс саморегулируемого обучения в современной школе на этапе ранней профессионализации в психолого-педагогических классах. Цель исследования – разработка и обоснование технологии организации саморегулируемого обучения, способствующей успешной готовности к личностно-профессиональному становлению старшеклассников – обучающихся психолого-педагогических классов.

Методы исследования. Анализ данных теоретических и эмпирических исследований в области саморегулируемого обучения, также применялись: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация, опрос.

Результаты исследования. Саморегулируемое обучение – это процесс, в котором учащиеся активно участвуют в своей собственной учебной деятельности. Включенные в саморегулируемое обучение старшеклассники показывают более высокие образовательные результаты, быстро усваивают материалы курсов и чаще достигают своих личных целей. В контексте когнитивно-технологического подхода к обучению научно обоснована инновационная технология саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, включающая деятельностный алгоритм: самодиагностика – целеполагание – самомотивация – планирование – реализация личностной стратегии – саморефлексия; а также методы диагностики и автодидактики. Разработана диагностическая методика выявления уровня готовности учащихся к саморегулируемому обучению.

Выводы. Учитывая, что саморегулируемое обучение – это сложный процесс, требующий многолетней практики, обучения и опыта, результативно применение его в формате технологии организации саморегулируемого обучения, особенно на этапе ранней профессионализации в психолого-педагогических классах. Эффект усиливается при применении когнитивно-технологического подхода, алгоритма этапов и совокупности методов автодидактики. Спроектированная технология является ценным инновационным инструментом для повышения эффективности деятельности психолого-педагогических классов, а также для исследований и практики в области педагогического образования.

Об авторах

Н. В. Гарашкина
ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Россия

Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24 



А. А. Дружинина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 



Список литературы

1. Лозовицкая А.А. Особенности развития экосистемы партнерства «педагогический вуз – муниципальная система образования» в контексте расширения возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 149-157. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-149-157, https://elibrary.ru/wcmuwi

2. Бажук О.В., Берестовская Л.П., Мерецкая Т.В. Формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональному самообразованию // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 111-129. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.7, https://elibrary.ru/qofbxw

3. Калацкая Н.Н., Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 1. С. 135-150. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.10, https://elibrary.ru/deqdqg

4. Broadbent J., Poon W.L. Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007

5. Енова И.В. Формирование личностной самоэффективности студентов вуза в процессе обучения: психолого-педагогические аспекты // Образование: традиции и инновации. 2020. № 4 (31). С. 40-43. https://elibrary.ru/pouboo

6. Корякина Я.В., Ломтева Т.Н., Каменский М.В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 141- 148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148, https://elibrary.ru/ztlvvj

7. Берман Н.Д., Безматерных К.Л. Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-среде // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). C. 335-344. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29, https://elibrary.ru/wuoxpi

8. Малкова Т.В. К вопросу о важности формирования и совершенствования навыков саморегулируемого обучения // Вопросы педагогики. 2022. № 1-2. С. 213-216. https://elibrary.ru/vlzvra

9. Вилкова К.А. Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 123-133. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211, https://elibrary.ru/dyaxtf

10. Kizilcec R.F., Pérez-Sanagustín M., Maldonado J.J. Self-regulated learning strategies predict learner behavior and goal attainment in massive open online courses // Computers & Education. 2017. № 104. P. 18-33. http://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.10.001

11. Littlejohn A. Learning in MOOCs: motivations and self-regulated learning in MOOCs // The Internet and Higher Education. 2016. Vol. 29. P. 40-48. http://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.12.003

12. Сиразиева Л.М., Фахрутдинова Р.А. Модели и методики оценки навыков самостоятельной образовательной деятельности обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2018. № 4. С. 71-76. https://elibrary.ru/yornlv

13. Pintrich P.R., Smith D.A.F., Garcia T., Mckeachie W.J. Reliability and predictive validity of the motivated strategies for learning questionnaire (MSLQ) // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53. Issue 3. P. 801-813. http://doi.org/10.1177/0013164493053003024

14. Фомина Т.Г. Концептуальные подходы к анализу саморегулируемого обучения в зарубежной психологии образования // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 27-37. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110303, https://elibrary.ru/gpdxmx

15. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Когнитивная вовлеченность как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 93-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-93-109, https://elibrary.ru/jdktod

16. Минюрова Г.Х. Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психологопедагогические категории // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 170-176. https://elibrary.ru/jvtmxz

17. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Повышение осознанности студентов в обучении посредством использования технологии учебной автономии в образовательном пространстве педагогического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 6-4 (120). С. 72-76. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.147, https://elibrary.ru/wumrte

18. Батракова И.С., Тряпицын А.В. Анализ опыта построения образовательного процесса в магистратуре как ресурса развития высшего педагогического образования // Научное мнение. 2023. № 9. С. 78-82. https://doi.org/10.25807/22224378_2023_9_78, https://elibrary.ru/orbntk

19. Brenner C.A. Self-regulated learning, self-determination theory and teacher candidates’ development of competency-based teaching practices // Smart Learning Environments. 2022. № 3. https://doi.org/10.14288/1.0406447


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Технология организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в психолого-педагогических классах. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):281-293. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293

For citation:


Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Technology for organizing self-regulated learning at the stage of early professionalization of high school students in psychological and pedagogical classes. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(2):281-293. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293

Просмотров: 165


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)