Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Образовательная политика Екатерины II в практике императорских путешествий

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-89-97

Аннотация

Изучено влияние практики императорских путешествий Екатерины II на правительственную образовательную концепцию. Екатерина II и ее сподвижники долгое время находились в поиске образовательной модели (прежде всего, начальной, средней школы) для Российской империи. Поэтому весьма значимым является изучение обстоятельств складывания екатерининской концепции школьного образования, необходимых для России. Рассмотрено, как ознакомление императрицы с положением дел на местах в ходе ее путешествий стало условием формирования определенных представлений о состоянии образования в России, способствующих выработке дальнейших мероприятий. С другой стороны, проанализировано воздействие личного присутствия императрицы в губернских и уездных городах России на решение конкретных вопросов, связанных с поддержкой местных учебных заведений в России, подготовкой школьной реформы в России. Встречаясь с уязвимыми сторонами образовательных заведений, императрица зримо убеждалась в недостатке их финансирования местными учреждениями. Обосновано, что посещение ряда учебных заведений, недостаточно продвинутая методика образования, невысокий уровень успехов учеников способствовали дальнейшей эволюции ее взглядов в области образовательной политики. Показано, что эти обстоятельства обратили внимание власти на проблему создания государственной массовой школы. Все это закладывало основу будущих преобразований.

Об авторах

Г. В. Ибнеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


А. И. Мухамадеев
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Малинин В.Н. О системе воспитания Джона Локка. Киев, 1894.

2. Кобеко Д.Ф. Екатерина II и Жан Жак Руссо // Исторический вестник. 1883. № 6. С. 603-617.

3. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

4. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

5. Madariaga I. de. Catherine II and the foundation of the Russian educational system // Politics and Culture in Eighteenth-Century Russia: Collected Essays by Isabel de Madariaga. Lоndon; New York, 1998. P. 124-149.

6. Болгова А.М. Педагогические воззрения Екатерины II: автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1999.

7. Смагина Г.И. Академия наук и Российская школа: вторая половина XVIII в. СПб., 1996.

8. Артамонова Л.И. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начала XIX вв. Самара, 2001.

9. Кинзябулатова Г.Р. Реализация государственной образовательной политики в Казанской губернии во второй половине XVIII в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2013.

10. Камер-фурьерские журналы. СПб., 1767, 1780, 1785, 1787.

11. Донесения, представленные императрице Екатерине II во время путешествия ее в Белоруссию в городах Острове, Порхове, Полоцке, Холме, Старой Руссе, Великих Лук, Луге, Новгороде, Нарве, Могилеве и Пскове (1780) // РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 16. Оп. 1. Д. 381.

12. Рапорты и ведомости разных ведомств и городов, поданные во время путешествия Екатерины II по губерниям в особенности по Белоруссии // РГАДА. Ф. 16. Оп. 1. Д. 382.

13. НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 87. Оп. 1. Д. 27.

14. Фаизова И.В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999.

15. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанная им самим для своих потомков: в 3 т. Спб., 1871. Т. 2.

16. Высочайше утвержденный Устав народным училищам в Российской империи, 5 августа 1786 г. // Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. Т. 22. № 16421. С. 646-662.

17. Ibneyeva G. Catherine discovers the Volga region // Jahrbücher für Osteuropas Geschichte. 2008. Bd. 56, H. 3. S. 349-357.

18. Ермолаев И.П., Ермолаев А.И. Предшественница Казанского университета. Казань, 2008.

19. Артемьев А. Казанские гимназии в XVIII в. // Журнал министерства народного просвещения. 1874. Т. 173. С. 32-98; Т. 174. С. 1-52; Т. 176. С. 1-67.

20. Орлов В.Г. [Дневники]. Путешествие по Волге // Орлов-Давыдов В.П. Биографический очерк графа В.Г. Орлова. Русский архив. 1908. Кн. 2. С. 315-345.

21. Артамонова Л.М. «Учили меня еще во младенчестве»: принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII в. // Родина. 2012. № 11. С. 13-15.

22. Посещение Казани императрицей Екатериной II // Спутник по Казани / под ред. Н.П. Загоскина. Казань, 1895. С. 156-172.

23. Древняя записка путешествия императрицы Екатерины II через Псков и Полоцк в Могилев, а оттуда обратно через Смоленск и Новгород // Сборник РИО (Сборник Русского исторического общества). 1867. Т. 1. С. 395-397, 404.

24. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России. М., 2005.

25. Артамонова Л.И. Школьные реформы XVIII - первой половины XIX века в процессе Российской модернизации // Вестник Самарского университета. 2012. № 2-2 (93). С. 57-64.

26. Проекты Частной комиссии об училищах и призрения требующих // Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX веках / сост. С.В. Рождественский. Спб., 1910. С. 144-257.

27. Ибнеева Г.В., Кинзябулатова Г.Р. Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786-1788) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 3. С. 79.

28. Письма императрицы Екатерины II к барону Мельхиору Гримму, 25 мая 1780 г. // Сборник РИО. 1878. Т. 23. 723 с.

29. Об открытии народных училищ // Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. Т. 22. № 16425. С. 672.

30. Полетика А. Записки о пребывании императрицы Екатерины II в Киев, в 1787 году, и о свидании ея с Станиславом Августом, королем польским // Сын Отечества. 1843. Кн. 3. № 3-4. С. 1-24.

31. Лубяновский Ф.П. Воспоминания // Русский архив. 1872. С. 98-185, 449-533.

32. Глинка С.Н. Записки. М., 2004.

33. Ibneyeva G.V. Catherine II and J.F. Marmontel’s “Belisarius”: “The general welfare” conception in the consolidation of imperial space // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. № 4. P. 155-163.

34. Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II // Экономика образования. 2012. № 2. С. 39-40.


Рецензия

Для цитирования:


Ибнеева Г.В., Мухамадеев А.И. Образовательная политика Екатерины II в практике императорских путешествий. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(2):89-97. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-89-97

For citation:


Ibneyeva G.V., Mukhamadeev A.I. EDUCATIONAL POLICY OF CATHERINE II IN THE PRACTICE OF THE IMPERIAL JOURNEYS. Tambov University Review. Series: Humanities. 2017;22(2):89-97. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-89-97

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)