Том 22, № 2 (2017)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
15-19 71
Аннотация
Ямайский вариант английского языка на сегодняшний день представляет собой уникальный языковый феномен, претерпевающий в настоящее время многочисленные изменения, обусловленные сравнительно недавним возникновением данного языка. Этот феномен представляет собой богатый материал для исследований, касающихся процесса развития языков. Рассмотрена история возникновения и развития ямайского варианта английского языка, изучено влияние на него английского и ямайского креольского языков. Изменения и заимствования различных грамматических форм ямайского английского рассматриваются на примерах композиций ямайских исполнителей, чье творчество признается результатом взаимного проникновения ямайской и американской культур и направлено не только на потенциального слушателя в пределах Ямайки, но и на потенциального англоговорящего слушателя любой другой страны. Сделан вывод о том, что примеры изменений грамматических форм английского креольского со стороны ямайского креольского и стандартного английского языков олицетворяют во многом современный разговорный ямайский язык. Кроме того, доказана схожесть ямайского английского с языком-пиджином, что является необходимой опорой для последующих исследований ямайского английского языка и процесса его изменения.
20-27 38
Аннотация
Посвящено теоретическому обоснованию педагогической модели развития умений письменной речи студентов языковых вузов средствами учебного интернет-блога. Подчеркнута важность разработки педагогической модели развития умений письменной речи как необходимого условия эффективности образовательного процесса. Рассмотрена сущность педагогической модели как организованной совокупности взаимосвязанных объектов, таких как цели, задачи, содержание, принципы и методы обучения, средства, организационные формы обучения, а также результаты преобразования учебно-воспитательного процесса. Подробно проанализированы принципы обучения письменной речи, выделяемые ведущими отечественными методистами, а также описаны основные характеристики каждого принципа (принцип коммуникативности, принцип учебной автономии, принцип интерактивности и информатизации обучения). Кроме того, выделен такой принцип обучения письменной речи, как принцип учета блога как социального сервиса, то есть учета в образовательном процессе таких особенностей интернет-блога, как публичность, линейность, интерактивность и автономность обучающихся при работе с интернет-блогами. Также рассмотрены формы организации образовательного процесса и дана их характеристика. Перечислены те задачи, которые могут быть реализованы при использовании данной педагогической модели в образовательном процессе.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
28-35 52
Аннотация
Проблема совершенствования методик физической реабилитации больных с двигательно-коор-динационными нарушениями различной этиологии не теряет своей актуальности, поскольку число инвалидов в России имеет тенденцию к увеличению. Ряд заболеваний центральной нервной системы приводит не только к снижению координационных способностей, двигательной активности человека. Исследование двигательных нарушений больных рассеянным склерозом выявило, что чаще всего нарушаются такие виды локомоций, как ходьба и вертикальная устойчивость. Справедливо полагать, что системное использование физических упражнений, в основе которых лежит целенаправленное двигательное действие, позволит восстановить, или компенсировать физические возможности, повысить уровень развития физических качеств, функционального состояния организма человека. Координационные способности, к которым относятся процессы регуляции позы человека, способность сохранять равновесие, занимают важное место в исследованиях регуляции различных функций организма. В настоящее время одним из методов диагностики статического равновесия является стабилография - регистрация движения общего центра давления на плоскости с помощью платформы на тензометрических датчиках. Приведены результаты стабилометрического исследования больных рассеянным склерозом, проведенного в рамках эксперимента при оценке эффективности методики физической реабилитации. Результаты стабилографии подтверждают положительную динамику результатов - уменьшение площади центра давления во фронтальной и сагиттальной плоскостях, снижение длины стабилограммы, уменьшение колебания центра давления тела у больных экспериментальной группы. Статистическое сравнение результатов формирующего эксперимента в экспериментальных группах по трем исследуемым параметрам: оценка вертикальной устойчивости по шкале Bohannon, оценка мозжечковой функциональной системы по шкале Kurtzke, шкала инвалидизации по EDSS также позволили подтвердить эффективность разработанной методики физической реабилитации.
36-41 36
Аннотация
Современная система физического воспитания в организациях высшего образования находится в периоде поиска стратегических путей своего развития. Спортивно-ориентированное занятие - одно из направлений совершенствования физического воспитания в данных учебных заведениях. Основой спортивно-ориентированного занятия является творческое использование передовых методик, наработанных в области спорта и практике физического воспитания. Теоретическим фундаментом спортивно-ориентированного физического воспитания являются принципы и положения, разработанные В.К. Бальсевичем. Основная цель спортивно-ориентированных занятий в организации высшего образования - формирование спортивной культуры у обучающихся, а основными задачами являются: привить позитивное отношение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом как основе здорового образа жизни; повысить уровень общей физической подготовки обучающихся; сформировать специальные знания, умения и навыки в избранном виде спорта; повысить уровень резистентности обучающихся; содействовать развитию морально-волевых и патриотических качеств личности. Представленные методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи преподавателям при организации спортивно-ориентированных занятий в организациях высшего образования.
42-47 79
Аннотация
В современном футболе основной объем соревновательной деятельности осуществляется в вероятностных и неожиданных ситуациях, которые требуют от спортсменов проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной и временной точности движений, их адекватности внезапно изменяющимся внешним условиям. Все эти качества в теории физического воспитания и спорта связаны с уровнем развития координационных способностей, что обусловливает их приоритет в эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов. Уровень мастерства футболиста во многом зависит от его умения координировать свои движения и ориентироваться в пространстве. Это позволяет ему выигрывать время, сохранять силы, вести игру в высоком темпе, комбинационно и результативно. Значимость координации движений и пространственной ориентации в деятельности современных футболистов постоянно повышается. Это связано с необходимостью действовать в условиях жесткого единоборства, в нестандартных ситуациях, при дефиците времени и пространства. Наиболее благоприятным для развития координационных способностей является младший и средний возраст (до 14-15 лет). Следовательно, педагогические воздействия, направленные на развитие координации движений и пространственной ориентации, дают больший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте.
48-54 41
Аннотация
Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. При занятиях хореографией укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются гибкость, прыгучесть, координированность, специальная выносливость, что, в свою очередь, положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Многими специалистами отмечено, что хореографическая подготовка способствует развитию двигательной памяти, согласованности движений с музыкой, двигательной выразительности и артистичности. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи и технической подготовки: освоение новых элементов и комбинаций. В отличие от художественной гимнастики, где композиции перенасыщены сложнейшими элементами и трюками с предметами, в эстетической гимнастике значительную роль играет артистичность, танцевальность, умение спортсменок выразить в выступлении характер и мысль музыкальной композиции. Более того, развитие танцевальности, музыкальности, выразительности и артистизма - одна из главных задач подготовки в эстетической гимнастике согласно учебной программе для ДЮСШ, поэтому занятия хореографией в этом виде спорта должны быть приоритетными. Для эффективного решения поставленных задач хореографы стараются использовать все возможные средства. Но, зачастую работая в условиях дефицита времени, лишь некоторые хореографы включают в занятия обучение танцевальным элементам. Отдавая предпочтение в основном классическому и народно-характерным танцам, практически никто не обучает гимнасток элементам современных танцев. Само слово «современный» означает «относящийся к настоящему времени, существующий сейчас», но те стили танцев, которые гимнастки изучают на уроках хореографии, современными назвать уже нельзя. При этом, согласно программе, современные танцы были и до сегодняшнего дня являются неотъемлемой частью хореографической подготовки. В настоящее время, с появлением и развитием у нас в стране и за рубежом фитнеса, появилось большое количество современных танцевальных направлений, которые привлекают подростков. Одним из таких направлений является хип-хоп. Хип-хоп-танцы - это объединяющий термин для нескольких танцевальных стилей и направлений.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
82-88 35
Аннотация
Изучен вопрос о малоизученном, но чрезвычайно важном для понимания истории мордовского этноса понятии мордовского беляка. Рассмотрена историография вопроса. На основании анализа документов XVI-XVII веков рассмотрены варианты употребления термина, возможные его значения. В отличие от сложившегося мнения о беляке как «княжении» татарской аристократии сделано предположение, что понятие «беляк» появилось у финских этносов, в том числе и у мордвы, в результате тюркского (кипчакского) заимствования на этапе разложения родовой общины для обозначения отделяющейся внутриэтнической группы, а также территории, которую эта группа занимала и где вела хозяйственную деятельность. Организация беляков у мордвы являлась основной первоначальной формой освоения пространства и была обусловлена спецификой хозяйственной деятельности. Совместное пользование определенными участками леса жителями одного беляка предопределило в дальнейшем функционирование беляка как податной единицы. И именно как податные единицы беляки входили в состав феодальных владений татарской знати в XV-XVI веках. С полным переходом мордвы к земледелию как основному виду хозяйственной деятельности беляки утрачивают свое значение и исчезают к концу XVII века.
89-97 40
Аннотация
Изучено влияние практики императорских путешествий Екатерины II на правительственную образовательную концепцию. Екатерина II и ее сподвижники долгое время находились в поиске образовательной модели (прежде всего, начальной, средней школы) для Российской империи. Поэтому весьма значимым является изучение обстоятельств складывания екатерининской концепции школьного образования, необходимых для России. Рассмотрено, как ознакомление императрицы с положением дел на местах в ходе ее путешествий стало условием формирования определенных представлений о состоянии образования в России, способствующих выработке дальнейших мероприятий. С другой стороны, проанализировано воздействие личного присутствия императрицы в губернских и уездных городах России на решение конкретных вопросов, связанных с поддержкой местных учебных заведений в России, подготовкой школьной реформы в России. Встречаясь с уязвимыми сторонами образовательных заведений, императрица зримо убеждалась в недостатке их финансирования местными учреждениями. Обосновано, что посещение ряда учебных заведений, недостаточно продвинутая методика образования, невысокий уровень успехов учеников способствовали дальнейшей эволюции ее взглядов в области образовательной политики. Показано, что эти обстоятельства обратили внимание власти на проблему создания государственной массовой школы. Все это закладывало основу будущих преобразований.
98-105 35
Аннотация
Проанализированы причины распространения сектантства на рубеже XIX-XX веков. Цель заключается в выявлении причин распространения сектантства среди сельских тружеников. Рассмотрены взаимоотношения крестьянства и приходского духовенства (плата за требы, ведение церковной службы). Доказано, что внешняя сторона религии (обряды, традиции, ритуалы) являлась преобладающей в духовной жизни крестьян. Отношение сельских тружеников к священникам зависело от исполнения приходским духовенством своих церковных обязанностей. Поверхностное знание догматов веры и религиозная деятельность проповедников (например, В.А. Пашкова) способствовали религиозным размышлениям и поиску истины сельскими тружениками, что выражалось в иных трактовках христианского вероучения (сютаевцы). Выявлено, что влияние религиозно-философского учения Л.Н. Толстого не зависело от личной пропаганды писателя и было распространено в великорусской деревне незначительно. Рассмотрено взаимодействие православных крестьян и сектантов на примере двух общин Раненбургского уезда Рязанской губернии. Молокане своим образом жизни оказывали положительное влияние на своих православных односельчан. Одной из основных причин распространения сектантства выступали условия городской среды, которые формировали у православных землепашцев иные представления о религии (баптизм, молоканство, пашковцы). Изучено положение крестьян-сектантов в стране в начале XX века до и после издания Указа 17 апреля 1906 г., который уравнял в правах старообрядцев и сектантов с православными.
106-111 40
Аннотация
Рассмотрена проблема организации помощи беженцам в годы Первой мировой войны со стороны государственных учреждений и общественных организаций, в их числе национальных, возникших в первые месяцы войны в Уфимской губернии. Военные действия Первой мировой войны впервые стали причиной массового переселения мирных жителей, а также послужили поводом для принудительного выселения сотен тысяч человек из прифронтовой территории в тыловые губернии Российской империи. Как и в начале ХХ века в настоящее время современные локальные военные конфликты приводят к появлению массового беженства. Поэтому изучение опыта организации помощи беженцам в условиях войны является актуальным, ведь оно может помочь в решении проблем, в какой-то степени аналогичных современным. Привлечение неопубликованных ранее источников, отчетов благотворительных обществ, периодической печати позволило показать основные направления оказания помощи беженцам в одной из тыловых губерний страны. Представленный материал позволил сделать вывод, что в решение проблем, связанных с обеспечением существования беженского населения в тыловых губерниях, были вовлечены не только государственные учреждения, но и все местные общественные силы.
112-121 27
Аннотация
Представлена характеристика деятельности общественных организаций - библиотечных объединений по повышению квалификации библиотечных работников в 1920-е гг. Установлено, что в послеоктябрьский период в нашей стране сложилась неоднозначная ситуация в развитии библиотечного дела. Она была связана с низкой книгообеспеченностью, нищенским материальным положением библиотек, но самым болезненным вопросом являлась острая нехватка библиотечных кадров. В библиотеках работали в основном две группы: первая - непрофессионалы - рабочие, крестьяне, демобилизованные из Красной армии, и вторая - библиотекари с многолетним стажем. Для решения задач, связанных с повышением квалификации библиотечных кадров, улучшения материального положения библиотекарей, пропаганды библиотек, стали создаваться библиотечные объединения - общественные библиотечные организации, в состав которых входили библиотечные работники. Доказано, что библиотечные объединения, не имея соответствующей самостоятельности и финансовых средств, находясь под постоянным давлением и контролем со стороны органов управления, не могли получить дальнейшее развитие и постепенно были превращены в центры, выполняющие методическую работу, которая включала в себя проведение практикумов, курсов, конференций, консультаций и инструктажей, выездов на места, подготовку методических материалов.
122-128 39
Аннотация
На основе архивного материала, который впервые вводится в оборот, исследованы условия становления прибрежного (кустарного) рыбного промысла на Мурмане в первой половине 20-х гг. ХХ века. Данная тематика не является разработанной в исторической науке. Если истории тралового промысла в исторической науке уделялось внимание, то прибрежный (кустарный) промысел длительное время оставался в стороне. Предпринята попытка осветить пробелы в изучении истории рыбного промысла на Мурмане. Дано определение прибрежного (кустарного) промысла в том значении, в котором он рассмотрен, приведены географические рамки промысла. Приведены краткие данные о структуре управления рыбной отраслью на Мурмане, которое сводилось к смене одной государственной структуры другой в зависимости от экономической необходимости и целесообразности момента. Раскрыты вопросы, связанные с временем начала и окончания промыслового сезона, приведены фактические данные, обозначающие взаимосвязь окончания сезона и места, откуда прибыли рыбаки, а также вопросы, связанные с досрочным выездом с промыслов, что в условиях трудовой мобилизации того времени являлось важным моментом. Подробно изложены вопросы, связанные с финансовой стороной промысла - премированием работников, связанных с непосредственным ловом рыбы. При премировании учитывался непосредственный объем вылова, а также тип судна, с которого осуществлялся лов. Приведены данные, связанные с работой контингента работников, не связанных непосредственно с процессом лова - засольщиками, бондарями, пекарями, плотниками и т. д., обеспечением этой категории и их семей рыбой. Подробно разобраны вопросы, регламентирующие деятельность рыбаков: обеспечение работников инвентарем для работы, снабжение их промысловой одеждой, длительность рабочего дня, сверхурочные работы, предоставление отпуска, возмещение дорожных расходов при следовании к месту работы.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5-14 38
Аннотация
Рассмотрена проблема поиска актуальных подходов к изучению русского языка в начальной и основной средней школе. В качестве ведущих выделены три образовательных подхода: культурологический, аксиологический и деятельностный. Концепции культурологического подхода наиболее продуктивно реализуются в школьном курсе обучения русскому языку. Приводятся примеры из учебных материалов по русскому языку альтернативных систем обучения («Планета знаний» и др.). Культурологический подход тесно взаимодействует с педагогической аксиологией. Остро поставлен вопрос о недостатках формирования ценностного отношения к русскому языку как государственному и как языку межнационального общения. Язык должен восприниматься школьниками как истинная жизненная и образовательная национальная ценность, а для педагога он является не только предметом обучения, но и ключевым средством гражданского воспитания учащихся, инструментом профессиональной деятельности. Показано недостаточное воздействие деятельностного подхода к развитию речи в начальных классах. Практико-ориентированное обучение языку декларируется в документах и учебных материалах, в то же время недостает пособий по внедрению точной, чистой, ясной и выразительной речи для младших школьников, практических пособий по совершенствованию речевой деятельности для подростков. Намечены задачи педагогов по решению названных проблем и реализации актуальных образовательных подходов.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
55-62 45
Аннотация
Раскрыты основные понятия профессионального стандарта: классификация работника, обобщенные трудовые функции, трудовые функции. Рассмотрена нормативно-правовая база, на основе которой созданы профессиональные стандарты. Обоснована необходимость учета положений соответствующих профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования. Профессиональные стандарты в сфере педагогического образования рассмотрены с двух позиций: как инструмент обеспечения образовательных организаций квалифицированными кадрами и как требования рынка труда к самой системе образования. Сделан акцент на рамочном формате ФГОС ВО, что позволяет обеспечивать вариативность основных профессиональных образовательных программ, возможность их разработки с учетом требований работодателей, в том числе зафиксированных в профессиональных стандартах. Рассмотрена возможность использования нескольких профессиональных стандартов при проектировании образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование». Представлена авторская позиция по соотнесению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с образовательной магистерской программой «Высшее образование». Показан возможный вариант интеграции результатов ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога профессионального обучения по схеме: функция - действие - компетенция (знание, умение, владение) - обобщенный (интегрированный) результат.
63-72 33
Аннотация
Рассмотрены вопросы актуализации компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности преподавателя, реализующего дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства и создания учебно-методического комплекса по учебному предмету. Проведено исследование законодательных основ реформирования образовательной системы детских школ искусств, в особенности, образовательных программ. Проанализированы компетенции преподавателей художественных школ, необходимые для реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ. Впервые рассмотрены вопросы применения профессиональных компетенций, необходимых для создания учебно-методических комплексов учебных предметов данных программ и дифференциация методических материалов в зависимости от цели образовательной программы. Проанализированы задачи современного художественного образования: сохранение традиций, лучших принципов педагогических систем мастеров российской художественной школы и необходимость внедрения современных технологий и подходов в образовательный процесс. Обоснована необходимость актуализации компетенций преподавателей, в связи с созданием учебно-методических комплексов по всем учебным предметам образовательной программы в детских художественных школах и художественных отделениях детских школ искусств. Верность профессиональным традициям, гибкость при решении профессиональных проблем и сотрудничество с профессиональной межличностной средой - основа актуализации компетенций преподавателей.
73-81 62
Аннотация
Цель - обобщение информации о развитии системы документоведческого образования в России и его особенностях. Повествуется о возникновении первых профессиональных учебных заведений в государствах Древнего Востока, позднее - в Древней Руси, об открытии первых профессиональных курсов и высших учебных заведений в России XIX века. XX век - время формирования системы непрерывного образования, включавшей следующие уровни: начальное профессиональное, среднее специальное, высшее профессиональное и послевузовское образование. В настоящее время оно включает среднее профессиональное образование, высшее образование, а также курсы повышения квалификации и переподготовки. Особое внимание уделено высшему документоведческому образованию, включающему на современном этапе три ступени: бакалавриат и магистратуру по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» и аспирантуру по направлению подготовки «Исторические науки и археология». Показан процесс эволюции образовательных стандартов, дано сопоставление требований образовательных стандартов и профессионального стандарта, приводятся данные о развитии документоведческого образования в г. Тамбов. Сделан вывод о практической направленности направления подготовки бакалавров и магистров «Документоведение и архивоведение» и возможном увеличении дефицита профессиональных кадров в ближайшие годы.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)