Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-89-97

Аннотация

Раскрыты методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества. Проведен анализ возможности применения в педагогические практики модельного подхода при разработке модели формирования патриотических чувств у подростков. На основе предлагаемого автором алгоритма предложены теоретические основы моделирования процесса формирования социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования. Дана подробная характеристика компонентов предлагаемой модели: субъективного, методологического, содержательно-организационного и оценочного компонентов. На основе систематизации данных выделены когнитивные особенности подростков, учитывающие психологические особенности подросткового возраста, которые в дальнейшем будут приниматься в качестве основы в описании подростка как субъективного компонента модели социального воспитания. Особое внимание уделено необходимости использования методологического компонента построения модели, включающего в себя учет особенностей внешних влияний на воспитательный процесс и инновационность характера формирования патриотических чувств у подростков. В качестве основного способа воспитания патриотических чувств у подростков автором предложено использование проектного подхода путем создания среды проектной деятельности. Подробно описаны такие неотъемлемые составляющие модели, как когнитивная, мотивационно-ценностная, эмоциональная, конативная составляющие, а также формы и методы социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества. В завершение подчеркнута важность проведения оценки уровня сформированности патриотического сознания. Результатом внедрения модели автор видит решение ряда сформировавшихся в обществе проблем формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества.

Об авторах

Т. Э. Мангер
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Ю. В. Васильева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Список литературы

1. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.

2. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

3. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. № 3-1. С. 35-43.

4. Найданова Ю.В. Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2017. 27 с.

5. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва; Ленинград: Наука, 1966. 302 с.

6. Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4-1. С. 135-138.

7. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.

8. Крайг Г., Бокум Д.П. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

9. Ешев М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности // Власть. 2013. № 6. С. 116-118.

10. Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 38-43.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1989. 488 с.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 4.

13. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 243-246.

14. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17-30.

15. Аксенова Г.И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.

16. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара: СГПУ, 2003. 150 с.

17. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования: аксиологический аспект) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.

18. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 188 с.

19. Яковлев Е.В. Реализация аксиологического подхода в педагогическом исследовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. С. 26-29.

20. Стратегии воспитания в образовательной системе России / под общ. ред. И.А. Зимней. Изд. 2-е доп. и перераб. М., 2004. 480 с.

21. Иванов М.Г. Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (66). С. 212-216.

22. Васильева Ю.В. Особенности воспитания патриотизма у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 102-110. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110.

23. Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2012. № 2. С. 32-36.


Рецензия

Для цитирования:


Мангер Т.Э., Васильева Ю.В. Методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(176):89-97. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-89-97

For citation:


Manger T.E., Vasileva Y.V. METHODOLOGICAL BASES OF MODEL CONSTRUCTION OF PATRIOTIC FEELINGS FORMATION AMONG ADOLESCENTS THROUGH FOLK ART. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(176):89-97. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-89-97

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)