Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: лексический аспект

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-177-7-15

Аннотация

Необходимость поиска новых возможностей оптимизации обучения иностранным языкам обусловлена рядом особенностей современного образовательного процесса, его коммуникативной ориентированностью и культурной обусловленностью. Интеграция когнитивной лингвистики в структуру занятий по английскому языку отвечает требованиям и преподавания языка в его неразрывной связи с культурой соответствующей страны, и коммуникативно-ориентированного образования. Лингвокогнитивное направление в обучении позволяет успешно применять принципы и методы когнитивной науки для повышения эффективности преподавания иностранной лексики, что было доказано в ряде экспериментальных исследований. Рассмотрен один из важных аспектов обучения лексике - обучение отрицанию, выраженному в языке лексическими и фразеологическими средствами. Доказана значимость отрицания как неотъемлемой части коммуникативного акта, позволяющего выражать смыслы отсутствия, несоответствия, отрицательной оценки, коммуникативной реакции, а также важность всего широкого спектра языковых средств выражения отрицательных смыслов для успешной организации коммуникативно-ориентированного образования как фундаментального принципа построения современного обучения иностранным языкам. Обоснована возможность рассмотрения отрицания как культурно-обусловленной категории, имеющей значимость в структуре лингвокультурного обучения. Приведены доводы в пользу соответствия обучения отрицанию на лингвокогнитивной основе ряду критериев всестороннего и гармоничного построения образовательного процесса.

Об авторе

С. В. Мотов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Университет Уэстерн Иллинойс
Россия


Список литературы

1. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin; New York, 2001.

2. Taylor J.R. Some pedagogical implications of cognitive linguistics // Conceptualization and Mental Processing in Language / ed. by R.A. Geiger, B. Rudzka-Ostyn. Berlin, 1993. P. 201-226.

3. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago, 1980.

4. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind. Chicago, 1987.

5. Ungerer F., Schmid H.J. An Introduction to Cognitive Linguistics. Harlow, 2006.

6. Langacker R.W. Foundations of Cognitive Grammar: Theoretical Prerequisites. Stanford, 1987.

7. Rosch E. Principles of Categorization. Berkeley, 1978.

8. Lowie W., Verspoor M. Making sense of polysemous words // Language Learning. 2003. Vol. 53. № 3. P. 547-586.

9. Matsumoto N. Bridges between cognitive linguistics and second language pedagogy: the case of corpora and their potential // SKY Journal of Linguistics. 2008. Vol. 21. P. 125-153.

10. Boers F., Lindstromberg S. Cognitive Linguistic Approaches to Teaching Vocabulary and Phraseology. Berlin, 2008.

11. Veliz L. A route to the teaching of polysemous lexicon: benefits from cognitive linguistics and conceptual metaphor theory // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. 2018. Vol. 7. № 1. P. 211-217.

12. Tyler A. Cognitive Linguistics and Second Language Learning: Theoretical Basics and Experimental Evidence. N. Y., 2012.

13. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring Theory and Practice for Post-16 English Language Teachers. N. Y., 2015.

14. Поляков О.Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (30). Ч. 1. C. 165-168.

15. Russell B. Logic and Knowledge. Essays, 1901-1950. N. Y., 1956.

16. Бондаренко В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория. М., 1983.

17. Болдырев Н.Н. Концептуализация функции отрицания как основа формирования категории // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 1 (026). С. 5-14.

18. Мотов С.В. Оценочный аспект концепта «отрицание» (на материале современного английского языка) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 4 (72). С. 100-105.

19. Horn L.R. A Natural History of Negation. Stanford, 2001.

20. Horn L.R. Multiple negation in English and other languages // The Expression of Negation. Berlin, 2010. P. 111-148.

21. Labov W. Languages in the Inner City: Studies in the Black English Vernacular. Philadelphia, 1972. P. 201-240.

22. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

23. NTC’s American English Learner’s Dictionary / ed. by R.A. Spears. Chicago, 1998.

24. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Oxford, 1982.

25. Pavlović V. Cognitive linguistics and English language teaching at English departments // Facta Universitatis. Series: Linguistics and Literature. 2010. Vol. 8. № 1. P. 79-90.

26. Brewer’s Dictionary of Phrase and Fable / revised by A. Room. L., 1995.

27. Schmidt S.J. Texttheoretische Aspekte der Negation. N. Y., 1973.

28. Dijkstra K., Eerland A., Zijlmans J., Post L.S. Embodied cognition, abstract concepts, and the benefits of new technology for implicit body manipulation // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. P. 1-8.


Рецензия

Для цитирования:


Мотов С.В. Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: лексический аспект. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(177):7-15. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-177-7-15

For citation:


Motov S.V. LINGUOCOGNITIVE FOUNDATIONS of teaching negation in English: lexical aspect. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(177):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-177-7-15

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)