Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности художественного текста как средства формирования нравственных качеств личности на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-40-50

Аннотация

Предпринята попытка анализа основных особенностей художественного текста как средства формирования нравственных качеств студента на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе. Современные выпускники должны обладать рядом личностных качеств, к которым относятся способность работать в команде, гибкость, честность, человеколюбие, добросовестность, мужество и терпимость, чувство справедливости, стремление к знаниям и др. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» содержит уникальное сочетание идей духовно-нравственного, эстетического и трудового воспитания молодого поколения, посредством которых происходит приобщение учащихся к идеалам нравственности и образцам культуры. Исследование нацелено на выявление сущности понятия интерпретация текста , включающего в себя рефлексивную составляющую, важную для развития личностных качеств студента. Показано, что художественные тексты, используемые на занятиях по иностранному языку, содержат информацию философского плана, примеры проблемных жизненных ситуаций, в которых демонстрируется необходимость развития определенных социальных навыков, нравственных качеств, решений и поступков. Студенты учатся мыслить аналитически, чтобы правильно интерпретировать дискуссионные ситуации. Сделаны выводы о том, каким образом художественный текст может рассматриваться в качестве средства воспитания необходимых личностных качеств студента, а также приведен пример комплекса упражнений на анализ художественного текста.

Об авторе

А. Ф. Мамлеева
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого»
Россия


Список литературы

1. Зарецкая М.Н. Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 601-605.

2. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950-2001 гг.: Отечественный ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М., 2001. C. 31-33.

3. Рублик Т.Г. Языковая личность и ее структура // Вестник Башкирского университета. 2007. № 1. С. 99-101.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 336 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2003.

6. Фазылзянова Г.И. Культура понимания как образовательная проблема // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1.

7. Огурцов А.П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 3.

8. Кумакова Д.Б. Коммуникации в художественной среде: искусство взаимодействия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (32). С. 37-41.

9. История философии: энциклопедия / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. Минск: Интерпрессервис; Кн. Дом, 2002. 1376 с.

10. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004.

11. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

13. Глотов М.Б. Эстетическое и художественное // Эстетика сегодня: состояние, перспективы: материалы науч. конф. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. Вып. 1. C. 27-29.

14. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 534 с.

15. Белянин В.П. Психолингвистический и концептуальный анализ художественного текста с позиций доминанты // Логический анализ языка. Концептуальный анализ. М., 1990.

16. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с.

17. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.

18. Маслова В.А. Лингвокультурология. Введение. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 208 с.

19. Практический курс английского языка. 5 курс / под ред. В.Д. Аракина. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 232 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мамлеева А.Ф. Особенности художественного текста как средства формирования нравственных качеств личности на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):40-50. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-40-50

For citation:


Mamleeva A.F. Literary text features as means for individual’s moral qualities formation at the Foreign Language classes in a comprehensive university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(179):40-50. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-40-50

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)