Вербальные триггеры положительных эмоций как инструмент формирования эмоционального компонента ценностного отношения школьников к окружающим людям
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1022-1033
Аннотация
Актуальность. Формирование у школьников ценностного отношения к окружающим людям является важной целевой составляющей современного педагогического процесса. Такого рода отношение состоит из трех компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого). Наше внимание направлено на формирование эмоционального компонента ценностного отношения к окружающим людям. Проанализировано, как на охлаждение или вызов эмоций влияют вербальные средства и как их можно использовать для создания положительных эмоций в рамках формирования у школьников эмоционального компонента ценностного отношения к окружающим людям.
Методы исследования. Применялся аналитический обзор научно-методической литературы по педагогике, психологии и лингвистике, а также лексический, морфологический и стилистический анализ вербальных структур.
Результаты исследования. Были разработаны вербальные триггеры, которые способствуют вызову у школьников положительных эмоций по отношению к окружающим их людям. Также предложены к рассмотрению примеры упражнений с вербальными триггерами нежности и восхищения для применения в рамках классных часов, отдельного курса по эмоциональному интеллекту или на отдельных этапах уроков.
Выводы. Результаты исследования могут быть использованы в процессе организации в школе комплексной работы по формированию эмоциональной составляющей ценностного отношения к окружающим людям, а также для дальнейшего теоретического исследования вопросов эмоционального обучения и нравственного воспитания в целом.
Ключевые слова
Об авторе
О. Е. СавельеваРоссия
Савельева Ольга Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка.
214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4
Список литературы
1. Просекова Е.Н. Психолого-педагогический аспект отношения к другому // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (26). C. 76-81. https://elibrary.ru/zqqqjh
2. Лобов П.А. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к человеку у студентов медицинского колледжа в процессе профессиональной подготовки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1. С. 52-58. https://doi.org/10.24412/2308-7196-2021-1-52-58, https://elibrary.ru/ibfpub
3. Есипова М.Е. Ценностное отношение к другому в конфликте как системообразующий фактор конфликтной компетентности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 6. C. 96-102. https://elibrary.ru/nxxprn
4. Ершова С.М. Теоретическое осмысление категорий «Ценность» и «Ценностные отношения» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59. https://elibrary.ru/pemazx
5. Хабибулин Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 12-2. С. 173-183. https://elibrary.ru/scumbb
6. Скалабан И.А., Сергеева З.Н., Лобанов Ю.С., Волченко С.Ю. Курок конфликта. Триггер: опыт концептуализации и категоризации // Society and Security Insights. 2022. Т. 5. № 3. С. 66-86. https://doi.org/10.14258/ssi(2022)3-05, https://elibrary.ru/gmgyil
7. Нигматуллина К.Р., Поляков А.К. Ценностные триггеры в медиаобразе радикальных религиозных организаций // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 4. С. 103-116. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-4-103-116, https://elibrary.ru/qihbpm
8. Альба-Хуэс Л., Ларина Т.В. Язык и эмоции: дискурсивно-прагматический подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 22. № 1. С. 9-37. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-1-9-37, https://elibrary.ru/yvikjs
9. Шаховский В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: Кн. дом «Либроком», 2010. 128 с. https://elibrary.ru/tyxwlp
10. Бочкарев А.Е. О жалости и смежных понятиях в русском языковом сознании // Slavica Slovaca. 2017. Т. 52. № 2. С. 110-121. https://elibrary.ru/rpydoj
11. Щуркова Н.Е. Психологические механизмы педагогики нежности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 191-204. https://elibrary.ru/pxrnzl
12. Щуркова Н.Е. Предъявление мира, в котором располагается нежность // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 14. С. 217-226. https://elibrary.ru/puqvwf
13. Костина О.В. Эстетика нежности // Человек. История. Культура: исторический и философский альманах: сб. науч. ст. Т. 17. Саратов, 2021. С. 18-23. https://elibrary.ru/ifqskz
14. Щуркова Н.Е. Нежность как категория гуманистической педагогики // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 3 (15). С. 42-52. https://elibrary.ru/sntvhl
15. Колодина Н.И. Компоненты понятия и эмоционального состояния (на материале междисциплинарного исследования обыденного сознания) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 8. С. 228-233. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.42, https://elibrary.ru/iqxclc
16. Грицкова Т.П. Типы косвенной референции семантики деминутивного суффикса // Языковая личность – текст – дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования: материалы Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. Ч. 2. С. 141-145. https://elibrary.ru/xsmfwj
17. Годизова З.И. Интенсивные значения приставки пов диахроническом аспекте // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2. C. 200-205. https://elibrary.ru/zgmulp
18. Каргапольцев С.М. Категория чудесного в педагогике // Актуальные проблемы психологии и педагогики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2016. С. 267-272. https://elibrary.ru/xgtxcb
19. Головцова М.А., Шунейко А.А. «Восхищение» в разных культурных традициях // Филология и человек. 2019. № 1. C. 147-154. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)1-13, https://elibrary.ru/qfdoxh
20. Беленькая Е.В. Развитие восхищения у детей дошкольного возраста: теоретический аспект // Современный учитель – взгляд в будущее: сб. науч. ст. Междунар. науч.-образоват. форума. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2022. Ч. 1. С. 125-127. https://doi.org/10.26170/ST2022t1-40, https://elibrary.ru/sagtwg
21. Венидиктов С.В. Вербальное манипулирование массовой информацией: уровень скрытого влияния // Языковая компетентность: методические аспекты практико-ориентированного образования: сб. науч. ст. Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2022. С. 45-52. https://elibrary.ru/cmzsew
22. Асланов И.А., Судоргина Ю.В., Котов А.А. Влияние вербального ярлыка на оценку суждений о категории сохраняется, даже если мы не помним ярлыки // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конф. М.: Ин-т практ. психологии и психоанализа, 2021. С. 69-74. https://elibrary.ru/biddei
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Савельева О.Е. Вербальные триггеры положительных эмоций как инструмент формирования эмоционального компонента ценностного отношения школьников к окружающим людям. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(4):1022-1033. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1022-1033
For citation:
Savelyeva O.E. Verbal triggers of positive emotions as a tool for forming the emotional component of schoolchildren’s value attitude towards other people. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(4):1022-1033. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1022-1033