Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Опыт подготовки студентов и аспирантов наукоемких технологий в наукоградах России

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-7-23

Аннотация

Проанализирован отечественный опыт подготовки студентов и аспирантов наукоемких технологий на примере ведущих университетов наукоградов России: Бийский технологический институт (филиал Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова) (г. Бийск), Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Обнинск), Пущинский государственный естественно-научный институт (г. Пущино). Рассмотрены образовательные программы, основные направления исследовательской деятельности, взаимодействие с предприятиями, НИИ, НПЦ, технологии взаимодействия. В результате выявлены концептуальные подходы успешного развития ведущих университетов наукоградов России: поддержка новых компаний («стартапов»), учредителями которых обычно выступают предприятия, исследовательские институты или университеты; поощрение предпринимательской самостоятельности студентов и сотрудников высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; объединение в инновационные кластеры крупных и малых технологических компаний; проведение студенческих стажировок и выполнение научно-исследовательских работ в лабораториях наукоградов; помощь государственных, региональных, местных властей, грантовая помощь.

Об авторах

М. С. Чванова
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского»
Россия

Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий

109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73



И. А. Киселева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



М. С. Анурьева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Анурьева Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Осипов А.Г., Савиных В.Н., Макаренко Н.Н. Иннополисы и наукограды: стратегия научнотехнологического прорыва и «Человеческий фактор» // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. Т. 5. С. 93-97.

2. Никитская Е.Ф., Ослопова Т.П. Роль наукоградов в инновационном развитии Московской области // Финансовая экономика. 2019. № 10. С. 606-611.

3. Чистякова О.В. Современные тенденции формирования и развития технополисов и наукоградов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 43-48.

4. Копытина А.В., Попова О.В. Формирование универсальных компетенций студентов в социальнопроектной деятельности (на примере наукограда Бийска) // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы 21 Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов и учащихся с междунар. участием. Бийск, 2019. С. 287-293.

5. Рыбаков Ю.Л., Викулов О.В. Основные направления повышения эффективности научно-практической деятельности наукоградов // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2017. № 3 (21). С. 87-98.

6. Лебедев А.М., Елисеева Т.В. Инновационные кластеры в рамках стратегии особых экономических зон и наукоградов // Институциональные и финансовые механизмы развития территориальных кластеров и технологических платформ: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Дубна, 2018. С. 156-170.

7. Тирас Х.П., Клименко С.В., Асланиди К.Б. Новое лицо наукоградов России: от науки к практике через образование и культуру // Наукоград наука производство общество. 2017. № 2. С. 85-96.

8. Леонов Г.В. Не все филиалы одинаковы // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 85-89.


Рецензия

Для цитирования:


Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С. Опыт подготовки студентов и аспирантов наукоемких технологий в наукоградах России. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(191):7-23. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-7-23

For citation:


Chvanova M.S., Kiselyova I.A., Anureva M.S. Experience in training students and Post-Graduate students of high technologies in science cities of Russia. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(191):7-23. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-7-23

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)