Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-61-69

Аннотация

Отмечено, что формирование и сохранение социального здоровья детей является актуальной проблемой педагогической теории и практики. Тенденции в воспитательных системах, междисциплинарный анализ понятия, возрастной подход позволили рассматривать социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности. Рассмотрены взаимосвязь педагогического и управленческого результата воспитательной деятельности, примеры уровней, критериев и показателей социального здоровья личности ребенка с учетом возраста. Сделан вывод о том, что результативность воспитательной деятельности в направлении формирования социального здоровья личности ребенка является базой для обеспечения социальной безопасности личности и общества, воспитания новой культуры взаимодействия, обеспечивающей успешность детей в разных деятельностных сферах с перспективой их в будущей профессии. Социальное здоровье личности ребенка проявляется в социальных, «мягких» навыках (soft skills) (эмоциональный интеллект, критическое мышление, креативность, стрессоустойчивость и др.). Пилотажное исследование подтвердило гипотезу о том, что повышение результативности воспитательной деятельности связано с интенсивным включением тренингов по развитию социальных навыков ребенка, проведением мониторинга и активных семинаров для воспитателей по освоению инновационных технологий обеспечения социального здоровья личности ребенка.

Об авторах

Н. В. Гарашкина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Р. М. Куличенко
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант Педагогического института

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



И. А. Акопянц
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Акопянц Игорь Ашотович, аспирант, кафедра социальной работы

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Лысенко Е.М., Хачатрян А.В. Соотношение понятий «телесное здоровье», «ментальное здоровье», «социальное здоровье» и «духовное здоровье» в педагогическом дискурсе // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары, 2019. С. 302-311.

2. Куличенко Р.М., Дьячек Т.П. Реабилитация семей и детей как фактор сохранения социального здоровья населения (региональный опыт) // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 170-172.

3. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008.

4. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы // Синергия. 2017. № 2. С. 73-81.

5. Подгорнова Н.А. Общественное здоровье нации и индивидуальное здоровье личности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. С. 247-249.

6. Дружинина А.А., Гарашкина Н.В. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81

7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Соч.: в 7 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. Т. 5. 558 с.

8. Raver C.C., Zigler E.F. Social competence: an untapped dimension of head start’s success // Early Childhood Research Quarterly. 1997. Vol. 12. № 4. P. 363-385.

9. Panayiotou M., Humphrey N., Wigelsworth M. An empirical basis for linking social and emotional learning to academic performance // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 56. P. 193-204. DOI 10.1016/j.cedpsych.2019.01.009

10. Meyers D.C., Domitrovich C.E., Dissi R., Trejo J., Greenberg M.T. Supporting systemic social and emotional learning with a schoolwide implementation model // Evaluation and Program Planning. 2019. № 73. Р. 53-61.

11. Zhou M., Ee J. Development and validation of social emotional competency questionnaire // International Journal of Emotional Education. 2012. № 4. P. 27-42.

12. Domitrovich C.E., Durlak J.A., Staley K.C., Weissberg R.P. Social emotional competence: an essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk in school children // Child Development. 2017. Vol. 88. № 2. P. 408-416.

13. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Мониторинг сформированности навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 9 (149). С. 43-49.

14. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи в контексте педагогических исследований проблем развития современного образования // Актуальные педагогические проблемы современного образования в России. М., 2018. С. 7-83.

15. Матвеева Н.А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (Т. 7). С. 146-158.

16. Падылин Н.Ю. Формирование основ социального здоровья старшеклассников в социокультурной воспитательной среде школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М., Акопянц И.А. Социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(182):61-69. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-61-69

For citation:


Garashkina N.V., Kulichenko R.M., Akopyanc I.A. Social health of the child’s personality as a result of educational activities. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(182):61-69. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-61-69

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)