Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Социально-педагогическая помощь подросткам с умственной отсталостью

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1058-1068

Аннотация

Актуальность. Одной из актуальных проблем коррекционной психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальными нарушениями в развитии является возможность раннего начала коррекции и выбор эффективных коррекционно-развивающих методик с целью их максимальной социализации. Цель исследования – внедрение коррекционно-развивающих мероприятий в занятия адаптивной физической культурой для повышения уровня социальной адаптации подростков 14–15 лет с легкой умственной отсталостью.

Материалы и методы. В педагогическом эксперименте приняли участие 20 подростков 14–15 лет с умственной отсталостью легкой степени, обучающихся в коррекционной школе VIII вида. Было сформировано две группы: контрольная, обучающаяся по стандартной программе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и экспериментальная, в которой в рамках педагогического контроля проводились 1–2 раза в неделю 30 коррекционноразвивающих занятий, по 30 минут каждое, в рамках занятий адаптивной физической культурой. Инструментами оценки эффективности проводимых коррекционных занятий явились: определение индекса групповой сплоченности с помощью психометрического теста К.Э. Сишора, определение уровня агрессивности с помощью опросника Басса–Дарки, оценка коммуникативных навыков по методике Б.А. Федоришина.

Результаты исследования. Коррекционно-развивающие мероприятия, проводимые на занятиях адаптивной физической культурой, оказали положительное влияние на развитие коммуникативных способностей у подростков 14–15 лет с легкой степенью умственной отсталости. После проведения педагогического эксперимента у подростков экспериментальной группы достоверно улучшились средние показатели диагностического исследования (р ˂ 0,05) по следующим тестам: «Психометрический тест» К.Э. Сишора, «Оценка коммуникативных склонностей» Б.А. Федоришина, «Опросник Басса–Дарки».

Выводы. Внедрение в программу занятий адаптивной физической культурой разработанных коррекционно-образовательных мероприятий позволило повысить уровень социальной адаптации подростков 14–15 лет с умственной отсталостью легкой степени.

Об авторах

Т. П. Бегидова
ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта»
Россия

Бегидова Тамара Павловна - кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.

394036, Воронеж, ул. К. Маркса, 59



Е. Ю. Малыш
ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта»
Россия

Малыш Елена Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.

394036, Воронеж, ул. К. Маркса, 59



Список литературы

1. Ванчурова К.Н. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Студенческая наука и XXI век. 2022. Т. 19. № 1-2 (22). С. 40-43. https://elibrary.ru/crdafr

2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 3. С. 55-63.

3. Валиева Р.Н., Лапшина Л.М. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушением интеллекта в условиях реабилитационного центра // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2021. № 4. С. 294-298. https://elibrary.ru/sqbbtn

4. Солодовникова О.С. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 12 (40). С. 146-151. https://elibrary.ru/ordfni

5. Щурова И.Н. Исследование сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 11. С. 160-162. https://elibrary.ru/skbjdx

6. Тасаева Д.О., Кормушина Н.Г. Особенности социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 35. С. 69-74. https://elibrary.ru/ymfidh

7. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1 (25). С. 5-13.

8. Стребелева Е.А., Кинаш Е.А. Помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе консультирования // Особый ребенок: Обучение, воспитание, развитие: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2021. С. 3-11. https://doi.org/10.20323/978-5-00089-474-3-2021-3-11, https://elibrary.ru/uhlfye

9. Спаривая А.Д. Особенности школьной адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью // Инновационная наука. 2018. № 4. С. 171-175. https://elibrary.ru/tivxoj

10. Шаповалова О.Е. Изучение операционной стороны мышления младших школьников с нарушением интеллекта // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). С. 1-4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.1, https://elibrary.ru/grtnpk

11. Толкачевская В.Ю. Результаты всестороннего осмотра детей и подростков в 14 детских домах Нижнего Новгорода Нижегородской профилактической лабораторией // Школа и жизнь. 1928. № 10. С. 20-26.

12. Котова М.С., Голубь О.В. Гендерные и возрастные особенности социальной адаптации у подростков с нарушением интеллекта // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2021. № 2 (25). С. 40-42. https://elibrary.ru/dyzcwd

13. Шевырева Е.Г. Особенности эмоционального интеллекта подростков с сенсорными нарушениями // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020. Т. 3. № 1. С. 59-72. https://elibrary.ru/ikojwk

14. Щетинина Е.Б. Изучение проявлений личностных нравственных качеств у подростков с нарушением интеллекта // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2013. № 4 (58). С. 91-96. https://elibrary.ru/vkuzdf

15. Васин А.Г., Васина Ю.М. Изучение особенностей нарушений памяти у детей подросткового возраста с умственной отсталостью // Глобальный научный потенциал. 2023. Т. 1. № 12 (153). С. 72-74. https://elibrary.ru/sbvlue

16. Магомедшарипова Е.Д. Агрессия и измерение агрессивности по методике Басса–Дарки // Мировая наука. 2020. № 3 (36). С. 322-325. https://elibrary.ru/divihr

17. Уфимцева Л.П., Сафонова Л.М. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2009. № 1. С. 52-58. https://elibrary.ru/kjvwph

18. Кашина А.В., Мальцева И.С. Профессионально-ориентированный подход в физическом воспитании обучающихся с легкой степенью нарушения интеллекта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. Т. 16. № 3. С. 80-84. https://doi.org/10.14526/2070-4798-2021-16-3-80-84, https://elibrary.ru/wxviuh

19. Медведева Е.А., Кудринская М.В. Изучение представлений подростков с нарушением интеллекта о категории добра и зла с помощью искусства // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 72-75. https://elibrary.ru/ztqnjl

20. Желтова А.В. Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (анализ литературы) // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сб. ст. 7 Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2024. С. 169-172. https://elibrary.ru/lckgzw

21. Кичигина Я.Н. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных отношений у подростков с нарушением интеллекта через внеурочные формы деятельности // Психологопедагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном и специальном образовании: сб. материалов Всерос. науч.-образов. форума. Биробиджан, 2023. С. 209-214. https://elibrary.ru/dgkynd


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Бегидова Т.П., Малыш Е.Ю. Социально-педагогическая помощь подросткам с умственной отсталостью. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(4):1058-1068. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1058-1068

For citation:


Begidova T.P., Malysh E.Yu. Social and pedagogical assistance to adolescents with intellectual disabilities. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(4):1058-1068. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1058-1068

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)