Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Социальный опыт личности: междисциплинарный категориальный анализ

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-70-84

Аннотация

Представлен развернутый анализ понятия «социальный опыт» с точки зрения философии, социологии, психологии и педагогики. Автор при рассмотрении социального опыта как интегрального понятия первоначально проводит раздельное аналитическое осмысление категорий «опыт» и «социализация» в контексте различных научных дисциплин. Анализ обозначенных понятий с точки зрения философии содержит в себе исторический экскурс, раскрывающий положение изучаемых феноменов в разных философских школах. Социология рассматривается в качестве источника понятия «социализация» в его современном значении. Психология, в свою очередь, – в качестве дисциплины, в которой центральное место занимает именно изучение опыта человека и взаимодействие с оным. Социализация рассматривается в контексте педагогики как науки со своей уникальной спецификой, фокусирующейся на работе с образовательным процессом и его субъектами: анализируются основные педагогические концепции понимания социализации как процесса освоения социального опыта, рассматриваются вариативные трактовки данного понятия в научно-педагогических источниках. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что под социальным опытом следует понимать опыт участия человека в совместной деятельности, определяющий уровень знаний и умений, а также понимание жизни в целом, и раскрывает положение данного феномена в современной педагогике.

Об авторе

И. А. Пахомов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Пахомов Илья Александрович, аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Гуськова А.П., Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка: толково-энциклопедический. М.: Медиа, 2003. 880 с.

2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 557 с.

3. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1971. T. 1. 564 с.

4. Тихомандрицкая О.А., Белинская Е.П. Проблемы социализации. История и современность. М.: Модек, 2013. 216 с.

5. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. М.: Мысль, 1985, 560 с.

6. Нарский И.С. Кант. М.: Мысль, 1976. 207 с.

7. Спиркин А.Г. Курс марксистской философии. М.: Гардарики, 1966. 736 с.

8. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 5-13.

9. Соловьева С.Л. Личный жизненный опыт как инструмент работы психолога // Медицинская психология в России. 2011. № 3. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 29.04.2019).

10. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. 30–60-е годы / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1986. 344 с.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.

12. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. М.: Речь, 2007. 104 с.

13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.

14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

15. Валиева Т.В. Психологический опыт и переживание личности // Образование и саморазвитие. 2009. № 1 (11). С. 154-159.

16. Закревский В.Э. Индивидуальный опыт – междисциплинарный подход // Наука и образование. 2010. № 3. С. 171-176.

17. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Корифеи педагогической мысли. Саратов: Научная книга, 2001. 154 с.

18. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

19. Кузнецов Ю.Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики // Специальное образование. 2006. № 6. C. 29-38.

20. Иванов Н.Н., Агапова Л.Е. Актуализация читательского опыта учащихся в процессе осмысления художественного текста // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 4. С. 77-80.

21. Пегова А.В. Двигательный опыт студентов вуза физической культуры в контексте характеристик современного молодого поколения // Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 56-58.

22. Долгова Н.Ю. Взаимосвязь регуляторного опыта студентов и особенностей их социально-психологической адаптации к условиям вузовского обучения // Педагогические и социологические аспекты образования. Стерлитамак: Среда, 2018. С. 318-319.

23. Савицкая О.И. Эстетический опыт студентов: состояние и пути обогащения // Педагогические и социологические аспекты образования. Стерлитамак: Среда, 2018. С. 55-60.

24. Черемных Г.В. Художественный опыт студентов как фактор овладения методикой преподавания в дополнительном школьном образовании (кружки по декоративно-прикладному искусству) // Наука и школа. 2009. № 1. С. 46-48.

25. Соловьева О.А. Когнитивные аспекты обучения иноязычной грамматике: ментальный опыт учащихся // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 311-315.

26. Скуратовская Н.А. Продуктивный опыт школьников как современная педагогическая проблема // Наука и социум. Новосибирск: ЧУДПО СИПППИСР, 2018. С. 100-107.

27. Крылова Н.Б. Культурный опыт школьников – основа организации образования // Народное образование. 2010. № 9. С. 158-161.

28. Игнатенко А.А. Личностный субъектный опыт школьников как фактор развития познавательного интереса к истории // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. Волгоград: ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 88-90.

29. Селиверстова Е.Н. Познавательный опыт школьников в фокусе ретроспективного дидактического анализа // Евразийский союз ученых. 2017. № 9-3 (42). С. 27-31.

30. Вагнер И.В. Социокультурный опыт школьников и его развитие в процессе воспитания. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2018. 111 с.

31. Мудрик В.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 200 с.

32. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.: Изд-во полит. лит., 1985. T. 4. 642 с.

33. Скрипаль М.В. Поливариантность социологических категорий (на примере трактовок понятия «социализация») // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 1 (80). С. 105-110.

34. Алпатова К.А. Социализация как процесс и результат взаимодействия «Я» и «Другого» (социально-философский аспект): автореф. дис. … канд. филос. наук. Пятигорск, 2010. 15 с.

35. Белинская Е.П. Проблемы социализации: история и современность. М.: МПСУ, 2013. 216 с.

36. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

37. Марциновская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. М.: Академия, 2007. 528 с.

38. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.

39. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. 171 с.

40. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Социальная психология. М.: Юрайт, 2016. 219 с.

41. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2003. T. 2. 1160 с.

42. Гамезо М.В. Словарь по педагогической психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 56 с.

43. Безрукова В.С. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. 937 с.

44. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2015. 817 с.

45. Галагузова М.А., Штинова Г.Н., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. М.: Владос, 2008. 260 с.

46. Воронин А.С. Словарь по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.

47. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2013. 576 с.

48. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: УРАО, 1997. 228 с.

49. Закурдаева Л.Г. Дефиниционный анализ категорий «социализация», «социализированность», «социальная компетентность», «социальная компетенция» // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11. С. 65-73.

50. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 134 с.

51. Локк Д. Мысли о воспитании: в 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. 668 c.

52. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. М.: Педагогика, 1981. 656 с.

53. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М.: РГСУ, 2002. С. 284-285.

54. Панов В.Г. Национальная педагогическая энциклопедия. 1993. URL: http://didacts.ru/ (дата обращения 03.04.2019).

55. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. № 3 (18). С. 158-160.


Рецензия

Для цитирования:


Пахомов И.А. Социальный опыт личности: междисциплинарный категориальный анализ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(183):70-84. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-70-84

For citation:


Pakhomov I.A. Social experience of personality: an interdisciplinary categorical analysis. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(183):70-84. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-70-84

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)