О формировании ценностного отношения к изучению русского языка в школе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-156-164
Аннотация
В Российской Федерации, как многонациональной стране, широко распространен билингвизм: процесс изучения языка государственного (русский язык) и национального (башкирский, якутский, бурятский и др.) является запрограммированным, жизненно необходимым и естественным. Мы видим проблему в том, что национальные языки коренных народов России изучаются с позиции патриотического воспитания и образования, в то время как русский язык представлен русскоязычным детям в большей мере как официальный государственный язык нашей страны и в меньшей мере – как родной. При изучении русского языка либо нивелируется несомненная богатая его история и культура, либо обучающимся предоставляется небольшое и бессистемное количество национальных ценностей, связанных с русским языком. Недооценку аксиологического, коммуникативного и культурологического подходов к изучению русского языка как родного мы считаем актуальной проблемой современного образования. Особую значимость приобретают эти подходы в начальной школе. Рассмотрены вопросы изучения русского языка как государственного, как родного и как иностранного. Выдвинута идея об интеграции подходов при изучении русского языка, о ведущей роли речевой подготовки школьников. В связи с этим проведен подробный анализ учебных пособий по русскому языку для 1–4 классов, сравнительный анализ советских и российских учебников. Уделено внимание зарубежному опыту, изучению русского языка как иностранного, учебникам по русскому языку для иноязычных учащихся. Выводы о формировании ценностного отношения младших школьников к русскому языку мы связываем как с содержанием учебного материала, так и с формой его подачи детям.
Об авторе
И. А. ПавлиноваРоссия
Павлинова Ирина Анатольевна, аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования; учитель начальных классов
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
393191, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Набережная, 3
Список литературы
1. Носова И.К. Культура речи – педагогическая необходимость // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р.М. Куличенко, Т.П. Дьячек. Тамбов, 2006. С. 56-59.
2. Бубнова И. Как выращивают «новых русских», или В чем состояла цель реформ образования // Литературная газета. Словесник. 2017. Вып. 4 (23). № 51-52. С. 3.
3. Первова Г.М., Чеботарева Т.А. Родной язык как ценность и средство духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Гражданское и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: современные подходы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2015. С. 107-110.
4. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. М.: Просвещение, 1987.
5. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский Н.С., Матвеева А.Н. Русский язык. 1 класс. 7-е изд. М., 1974.
6. Закожурникова М.Л., Рождественский Н.С. и др. Русский язык. 2 класс. 17-е изд. М., 1979.
7. Закожурникова М.Л., Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Русский язык. 3 класс. 16-е изд., перераб. М., 1987.
8. Замахина Т. Урок на выбор. Госдума приняла закон об изучении родных языков // Российская газета. 2018. № 161 (7624).
9. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. 5-е изд. М., 2014.
10. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: в 2 ч. 7-е изд. М., 2017. Ч. 1, 2.
11. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. 2-е изд. М., 2013. Ч. 1, 2.
12. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: в 2 ч. М., 2013. Ч. 1, 2.
13. Андрианова Т.М., Илюхина В.М. Русский язык: 1-й класс. М., 2011.
14. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 2 класс: в 2 ч. М., 2012. Ч. 1, 2.
15. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. М., 2013. Ч. 1, 2.
16. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 4 класс: в 2 ч. М., 2014. Ч. 1, 2.
17. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М., 2007.
18. Lafont J., Kovalenko V., Dernov F. Reportage. Russe cahier I. Paris: BELIN, 2009.
19. Алимова М., Балыхина Т., Воропаева Ю., Куликова Е. Пушкинленд, или Путешествие в страну русского языка. М., 2010.
20. Какорина Е.В., Коростылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски: в 3 ч. М., 2008.
21. Каленкова О.Н. Уроки русской речи. М., 2007.
22. Бертхольд М.В. Анализ учебников для начального обучения русскому языку детей дошкольного возраста из русскоязычных семей, проживающих вне России // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 5 (61). С. 326-329.
23. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. 2-е изд. М., 1977.
Рецензия
Для цитирования:
Павлинова И.А. О формировании ценностного отношения к изучению русского языка в школе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(183):156-164. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-156-164
For citation:
Pavlinova I.A. On the formation of value attitude to the Russian language study at school. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(183):156-164. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-156-164