Структурно-содержательная характеристика системы духовно-действенных отношений студентов – будущих учителей физической культуры
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-85-90
Аннотация
Рассмотрены система и подсистемы духовно-действенных отношений будущего учителя физической культуры к окружающей объективной и субъективной действительности, в том числе и к самому себе. Дана структурно-содержательная характеристика в процессе обучения в среднем или высшем учебном заведении, в которых готовят таких специалистов. При структурировании духовно-действенных отношений студентов – будущих учителей физической культуры на подсистемы нами использовалась философско-психологическая методология: системно-структурный, деятельностный, субъективный, личностно-ориентированный и отношенческий подходы. Выделены в системе отношений, в которую включен будущий учитель физической культуры в учебном заведении, следующие подсистемы духовно-действенных отношений: первая подсистема духовно-практических отношений – отношение субъекта к различным видам студенческой жизнедеятельности, вторая подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя к средствам массовой информации, третья подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя физкультуры к другим людям, четвертая подсистема духовно-практических отношений студента к социальным группам, пятая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к материальной действительности, шестая подсистема отношений к субъективной действительности, седьмая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к своему Я, к своему внутреннему миру.
Ключевые слова
Об авторах
М. И. СтаровРоссия
Старов Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социальной и возрастной психологии
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Э. М. Османов
Россия
Османов Эседулла Маллаалиевич, доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского института
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. Москва; Ленинград, 1952. Т. 2. С. 52-53.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 336 с.
3. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 18-29.
4. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т. 1. № 1. С. 3-8.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Модек, 1995.
6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
7. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 73-84.
8. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самовоспитание, самосознание. Пермь: ПГГПИ, 1990. 110 с.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. 182 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
11. Забродин Ю.М., Харитонов А.П. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М., 1985. С. 74-87.
12. Куницина В.Н. Человек в мире информации // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 150-153.
13. Панферов В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / под ред. Б.Г. Ананьева, М.В. Дворяшиной, В.Т. Лисовского, Л., 1973. С. 55-58.
14. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
15. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.
16. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание // О месте психологического во всеобщей связи явлений материального мира. М., 1957. С. 26-51.
17. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2000.
Рецензия
Для цитирования:
Старов М.И., Османов Э.М. Структурно-содержательная характеристика системы духовно-действенных отношений студентов – будущих учителей физической культуры. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(184):85-90. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-85-90
For citation:
Starov M.I., Osmanov E.M. Structural and substantive characteristics of the system of spiritual and effective relations of students – future teachers of physical culture. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(184):85-90. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-85-90