ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Обоснована необходимость включения в содержание обучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» блока, отражающего концепцию информатизации дидактических систем, как актуального содержания, направленного на формирование компетенций, необходимых для педагогической деятельности выпускников вуза. С учетом современного этапа информатизации образования, вместе с традиционными разделами, возникает необходимость включения внутреннего модуля, связанного с проектированием дифференцированных курсов, отвечающим современному принципу построения содержания обучения с использованием формализованных методов и привлечения автоматизированных систем. Представлена технология обучения студентов проектированию дифференцированного содержания, базирующаяся на основных принципах интегральной технологии. Дана характеристика интегральной технологии обучения применительно к вузовской практике. Содержание блока представлено в контексте основных форм и методов организации развивающего обучения в рамках данной технологии. Сделан акцент на активные и интерактивные методы обучения, которые позволяют наиболее эффективно проводить индивидуальную и групповую работу над итоговым проектом. Универсальность предложенной технологии обучения и разработанного автоматизированного комплекса делают возможным их использование в системе подготовки студентов вуза по различным направлениям.
Представлен развернутый анализ сущности и структурных компонентов инновационно-образовательной среды вуза. Анализ сущности инновационно-образовательной среды вуза содержит информацию о целенаправленном процессе ее формирования как в содержательном, так и организационном аспекте. Данный аспект зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов, способствующих формированию у студентов не только профессиональных знаний, но и личностных качеств, необходимых в условиях инновационной экономики. Анализ структурных компонентов инновационно-образовательной среды вуза рассматривается с учетом влияния идей синергетики, кластерного подхода и педагогической инноватики. Дана подробная характеристика содержательных изменений в структурных компонентах инновационно-образовательной среды вуза, при рассмотрении которых автор предлагает новый структурный компонент – инновационно-результативный. Представлено авторское определение инновационно-образовательной среды вуза. Обосновано особое влияние инновационно-образовательной среды вуза на обучающихся, которое способствует повышению не только уровня профессиональной подготовки студентов, но и развитию их личностных качеств, востребованных в условиях инновационной экономики.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность микрообучения, как метода преподавания иностранных языков, обоснована интересом современных студентов к общению в социальных сетях и мессенджерах. Цель исследования заключается в разработке методической модели для построения индивидуальной траектории микрообучения лексике. Для достижения поставленной цели используются общенаучные методы, в том числе эксперимент с диагностическим замером и фокус-группой для сбора количественных и качественных данных апробации соответственно. В результате проделанной работы выделены основные трудности формирования лексических навыков на рассматриваемом этапе изучения английского языка (первый год обучения по программе бакалавриата направления «Лингвистика»); проанализировано понятие индивидуальной траектории обучения применительно к выбранному аспекту языка; предложены четыре новых формата заданий на базе учебного чата; в качестве вывода доказаны целесообразность и эффективность внедрения предлагаемой модели для формирования иноязычной лексической компетенции на базе принципов индивидуализации.
Характерной особенностью подавляющего большинства сфер деятельности современной системы образования является их систематизация. Последние стандарты высшего образования центрируют деятельность преподавателя вокруг системно-деятельностного подхода. Что обуславливает необходимость его применения в использовании ИКТ как средства обучения иностранному языку. В работе дается авторское определение термина «методическая система обучения», которое трактуется как компонентно связанная между собой система условий обучения, реализующая свой методический потенциал через взаимодействие участников образовательного процесса, направленного на достижение поставленной цели. Данная система состоит из пяти последовательных блоков, включающих в себя: 1) предпосылки (современные требования ФГОС ВО, социальный заказ на подготовку специалистов в области письменного академического дискурса, противоречия между лингводидактическим потенциалом блога учебной группы, отсутствие практической методики обучения письменному академическому дискурсу; 2) блок целевого определения (цели и задачи обучения); 3) блок теоретического обоснования (перечень принципов обучения письменному академическому дискурсу, подходы к обучению письменному академическому дискурсу); 4) функциональный блок (организационно-педагогические условия, содержание и методы обучения, средства и организационные формы обучения); 5) блок оценки результатов работы системы (компоненты оценки учебно-познавательной деятельности, результат процесса обучения). Отмечается целостность методической системы обучения на основе свойства интегративности, способствующего оптимизации всех компонентов, общее взаимодействие которых направлено на достижение цели обучения. Цель, в свою очередь, представляется системообразующим элементом.
В настоящий момент, во времена стремительного роста развития различных отраслей науки и техники, также наблюдается эволюция общенациональных языков. Каждый отдельный язык расширяет свой лексический фонд посредством включения новых терминов, слов и выражений, которые появились в языке с началом технической революции в военной и гражданской сфере. Как результат воздействия процесса модернизации производств и обновления технической базы по всему миру появились совершенно новые понятия и термины, которые обладают узкой специализацией, многосложностью и являются профессионально-направленными. Вследствие этого возникают закономерные трудности и особенности в переводе технической лексики, что ведет к вопросу о необходимости упорядочения и глубокого анализа и сопоставления многосложных, многосоставных лексических единиц терминологического фонда китайского языка для дальнейшего воспроизведения адекватного перевода на английский либо русский язык. Определены лексические особенности терминологии военного китайского подъязыка, изучен состав его терминологического фонда и пути пополнения лексикой, а также изучены основные особенности перевода военного китайского подъязыка и проанализированы лексические, стилистические и синтаксические особенности перевода военного китайского подъязыка.
Изучение роли и места прагматической компетенции в рамках формирования иноязычной коммуникативной компетенции является важным в обучении иностранному языку. Для успешной коммуникации на иностранном языке необходимо не только знание лексики и грамматических структур, но и умение их уместно использовать в различных контекстах. Дано объяснение понятиям «прагматика» и «компетенция» как ключевым терминам в понимании прагматической компетенции. Определено значение прагматической компетенции как умения выбирать уместные языковые средства в определенном контексте. Проанализированы три типа моделей иноязычной коммуникативной компетенции. Они представлены функциональными (или дискурс-ориентированными моделями), компонентными моделями и смысл-ориентированными моделями. Функциональные модели видят прагматику как реализацию функционально-дискурсивных функций. Компонентные модели предполагают деление иноязычной коммуникативной компетенции на более мелкие структурные единицы, которые, несмотря на это, находятся в тесной взаимосвязи во время использования языка. Смысл-ориентированные модели впервые рассматривают прагматическую компетенцию как дискретный элемент в структуре иноязычной коммуникативной компетенции. На основе анализа и сравнения изученных моделей сформировано более полное и широкое представление о прагматической компетенции как части иноязычной коммуникативной компетенции, включающей двусоставную структуру – код и использование, а также основывающуюся на трех принципах – контекстном использовании языка, взаимодействии участников беседы и передаваемом значении.
Интегрированное предметно-языковое обучение иностранному языку и специальности является одним из новых подходов к обучению иностранному языку в профессиональной сфере студентов неязыковых направлений подготовки. В рамках данного подхода иностранный язык выступает целью обучения, а также средством изучения профильной специальности. В этой связи дисциплина «Иностранный язык в профессиональной сфере» позволяет студентам продолжить формировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Одним из ключевых вопросов реализации интегрированного предметно-языкового обучения является разработка предметного содержания обучения. Реализация методического принципа опоры на межпредметные связи позволяет разработать соответствующее предметное содержание дисциплины, отражающее специфику будущей профессиональной работы студентов. Проведены и разработаны: а) описание методического принципа опоры на межпредметные связи; б) анализ исследований, посвященных разработке предметного содержания обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов неязыковых направлений подготовки; в) предложенное автором предметное содержание дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» для студентов четырех профилей направления подготовки «Агроинженерия»: «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции», «Технические системы в агробизнесе», «Технический сервис в агропромышленном комплексе» и «Электрооборудование и электротехнологии в АПК».
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Исследование моделей формирования социальных навыков в контексте обеспечения социального здоровья личности подростка является актуальным направлением теории и практики развития системы образования. Основные социальные навыки подростка формируются в системе образования. Современная школа является сложной системой, которая интегрирует возможности и результирующую доминанту формального и неформального видов образования подростков в освоении навыков разрешения конфликтов. Для понимания сущности программ, обеспечивающих формирование социальных навыков подростков, рассмотрен генезис подростковой конфликтности. В современных условиях важными причинами усиления конфликтности являются социальные проблемы, включая цифровизацию общества и активного применения Интернета, неопределенности социальных ситуаций и размытости идентичности подростков. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выделить три модели организации программ формирования навыков в разрешении конфликтов у подростков: профилактическую, воспитательную и сервисную, включая школьное консультирование. Выделены виды тренингов, знакомящих подростков со стратегиями поведения в конфликтной ситуации, как моделями выбора – «компромисс», «сотрудничество», «соперничество», «избегание», а также стилями управления конфликтами. Дана характеристика двух групп (здоровые и нездоровые) способов разрешения конфликтов. Обоснована характеристика социального здоровья личности с учетом навыков освоения здоровыми способами решения конфликтов. Также приведены формы, этапы технологии и субъекты, организующие программы по освоению навыков решения конфликтов как основы социального здоровья личности подростка.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рассмотрены система и подсистемы духовно-действенных отношений будущего учителя физической культуры к окружающей объективной и субъективной действительности, в том числе и к самому себе. Дана структурно-содержательная характеристика в процессе обучения в среднем или высшем учебном заведении, в которых готовят таких специалистов. При структурировании духовно-действенных отношений студентов – будущих учителей физической культуры на подсистемы нами использовалась философско-психологическая методология: системно-структурный, деятельностный, субъективный, личностно-ориентированный и отношенческий подходы. Выделены в системе отношений, в которую включен будущий учитель физической культуры в учебном заведении, следующие подсистемы духовно-действенных отношений: первая подсистема духовно-практических отношений – отношение субъекта к различным видам студенческой жизнедеятельности, вторая подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя к средствам массовой информации, третья подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя физкультуры к другим людям, четвертая подсистема духовно-практических отношений студента к социальным группам, пятая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к материальной действительности, шестая подсистема отношений к субъективной действительности, седьмая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к своему Я, к своему внутреннему миру.
В связи высокой частотой инсультов в Российской Федерации, приводящих к инвалидизации, утрате работоспособности и бытовой автономности, разработка методов реабилитации больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, имеет большое значение. Последствия данного состояния характеризуются рядом синдромов, среди которых ведущее значение в снижении двигательной активности больных и ограничивающих их возможности самообслуживания является гемипарез, сопровождающийся снижением произвольной мышечной силы в пораженных конечностях. Приведены результаты исследования показателей компьютерной стабилометрии как средства оценки способности удерживать статическое равновесие в положении стоя и управлять колебаниями общего центра масс. Также приведены результаты оценки произвольной мышечной силы пораженных конечностей у больных с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения в ранний восстановительный период. Данные исследования проводились в рамках эксперимента по оценке эффективности методики мультисенсорной стимуляции, в основе которой лежит сочетание ряда стимулирующих и корригирующих воздействий в сочетании с физическими упражнениями в замкнутых и открытых кинематических цепях. Результаты исследования подтверждают эффективность разработанной методики физической реабилитации.
В современном студенческом спорте Российской Федерации заметное место занимает коллектив студентов и специалистов физической культуры и спорта Пензенского государственного университета. Основные усилия в становлении спорта в системе высшего образования Пензенской области осуществил коллектив специализированного факультета физической культуры, а позднее Института физической культуры и спорта Пензенского государственного университета. Проанализированы предпосылки, сложившиеся в Пензенской области и других регионах для открытия высшего учебного заведения по подготовке специалистов-физкультурников. В период 1940–1950 гг. кадры средней квалификации для школ и коллективов физической культуры готовились техникумами физической культуры, которые являлись средними специальными учебными заведениями. С момента открытия факультета значительно оживилась спортивная работа в институте. Как и по всей стране, в пензенском педвузе основой спортивного общества, его первичной организацией являлся спортивный клуб, который создавался в вузе, как правило, студенческим и местным комитетами профсоюзов. Ядром спортклуба являлись студенты факультета физического воспитания, хотя руководство клубом базировалось первые десятилетия на кафедре физической культуры. Представлены спортивные достижения студентов и выпускников факультета физического воспитания. Отмечены многократные победы на чемпионатах добровольного спортивного общества «Буревестник», чемпионатах РСФСР, СССР, Российской Федерации, универсиадах, чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх по плаванию, легкой атлетике, волейболу, баскетболу, художественной гимнастике, самбо, конькобежному спорту, спортивной гимнастике, хоккею на протяжении всего периода работы факультета.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обосновано значение сохранения нематериального культурного наследия, народной культуры и развитие традиционных ремесел, необходимость интеграции культуры и образования. Доказана эффективность мер по сохранению нематериального культурного наследия через освоение детьми традиций и технологий народных художественных промыслов и ремесел в дополнительном образовании. Проанализирована реализация дополнительных общеобразовательных программ в области декоративно-прикладного творчества и деятельность по сохранению народных художественных промыслов и ремесел ведется в регионах Российской Федерации. Сформированы предложения по развитию образовательных программ в сфере народных промыслов.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Исследование посвящено дьячеству Великого княжества Рязанского – социальной группе, которая до сих пор не становилась предметом специального изучения. Доказан тезис о том, что для рязанского аппарата управления характерна траектория эволюции, которая ранее была выявлена историками на материалах московской канцелярии. Показана тенденция к возрастанию роли дьяков в делопроизводстве, нашедшая отражение в развитии на протяжении второй половины XV – начала XVI века практики заверки документов. Сделаны наблюдения относительно участия дьяков в процедуре доклада, который нуждается в дальнейшем сравнительном изучении. Отмечено, что дьяки присутствовали также в рязанских уделах. Проанализирован персональный и социальный состав рязанского дьячества, и выдвинуто предположение, что дьяки были лично свободными людьми, тяготевшими к наследственности своих занятий. Констатирована немногочисленность административного аппарата княжества, в условиях которой одновременно могли действовать не более трех–четырех дьяков. Продемонстрировано, что смена рязанских правителей не отражалась на составе великокняжеской канцелярии. Поставлен вопрос о том, была ли такая эволюция дьяческого аппарата результатом московского влияния, а также предложены сравнительные контексты из истории других русских княжеств.
Статья актуализирует проблему изучения частных книжных собраний усадебных библиотек Тамбовской губернии конца XVIII – начала ХХ века как элементов культурной среды. В контексте особой ценности владельческих библиотек России новизна работы определяется комплексным исследованием дореволюционной, советской и современной историографии. Интерес к книжным собраниям дворянских библиотек Тамбовской губернии обусловлен их важностью как памятников книжной культуры XVIII–XIX веков, их значением для верификации истории частных поместий. Показано, что среди работ дореволюционной историографии история личных библиотек считалась частной проблемой. Авторов того времени интересовали вопросы книготорговли, организации вольных типографий, истории наиболее крупных библиотек. В рамках анализа литературы данного периода рассмотрены труды Н.А. Рубакина, И.И. Дубасова, К. Богоявленского, И. Добротворского, Г. Сперанского, О.С. Лаврова, В. Симонова. Рассмотрение советской историографией проблемы формирования частных библиотек позволило выявить доминирование идеологических установок в оценках культурной жизни российской провинции. Изучены работы П.Н. Черменского, М. Белокрыс, А.С. Чернова, Н.И. Ромах. Выявлен вклад советских авторов в вопросы изучения деятельности частных библиотек, реконструкции частных собраний, проблемы читательской культуры отдельных владельцев. Рассмотрение работ современного периода построено на анализе последних результатов выявления книжных памятников. Проанализирована работа сотрудников Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, изучающих собрания Л.А. Воейкова, Г.Р. Державина, А.Д. Хвощинского и А.Н. Норцова.
Цель исследования – дать краткий анализ правового положения духовных христиан молокан в Российской империи, проследив динамику государственного правового регулирования. Проблема статуса отдельных сектантских групп остается малоисследованной как в отечественной, так и в зарубежной литературе, что обусловливает ее актуальность. Использованы следующие методы исследования: хронологический, проблемно-аналитический. Проанализированы нормы административного и уголовного права, действующие в XIX – начале XX века в Российской империи, регулирующие права и обязанности подданных, отнесенных к молоканской секте. Анализ показал, что правовое воздействие государства на молокан носило репрессивный и каузальный характер на протяжении большей части исследуемого периода. Лишь время правления Александра I было ознаменовано лояльным отношением к сектантам. После революционных событий 1905 г. молоканам были дарованы ряд гражданских и религиозных свобод, однако о религиозном равенстве всех подданых в этот период говорить нельзя. После 1905 г. были приняты специализированные акты, регулирующие порядок регистрации общин, проведения съездов, организации духовного образования и другие сферы общественных отношений.
Рассмотрены особенности становления и развития яслей-приютов как особого социального института в Тамбовской губернии в начале ХХ века. Губернский и уездный уровни рассмотрения заявленной научной проблемы позволяют провести успешную реконструкцию становления и деятельности детских яслей-приютов для подкидышей, детей-сирот как в городской, так и в сельской местности, что отражало сложившуюся в регионе практику социального попечения и призрения «детей беды». Выявлены особенности реализации земских инициатив по социальной защите подкидышей и детей-сирот, а также уровни и формы такой поддержки таких категорий российского социума органами местного самоуправления. Уточнены возможности организации приютов для подкинутых детей при губернской и уездных земских больницах и родильных отделениях. Отмечена роль конкретных медицинских работников в развитии гражданских инициатив и общественного служения в деле спасения подброшенных детей. Выявлены историографические традиции как отечественных, так и зарубежных историков при изучении призрения детей-сирот в контексте организации социальной работы и развития социальных институтов, в том числе яслей-приютов. На основе анализа широкого круга исторических источников удалось выявить наиболее успешные и результативные практики организации яслей-приютов как в мирные годы, так и в периоды Русско-японской 1904–1905 гг. и Первой мировой войны 1914–1918 гг., что позволило рассмотреть различные малоизученные аспекты заявленной научной проблемы. Выявлены региональные особенности системы социальной защиты детей-сирот сквозь призму ясельного присмотра. Уточнена позиция и роль православной церкви по организации сиротского призрения в монастырях в периоды военного лихолетья 1914–1918 гг. Выявлены основные постановочные вопросы перспектив изучения широкого спектра проблем истории детского сиротства в Тамбовской губернии в начале ХХ века. Обращено внимание на важность учета региональной специфики и конкретно-исторических проявлений социальной политики при проведении изучения благотворительной поддержки и частной общественной инициативы рассматриваемого периода.
Предложена первая попытка научной социографии наиболее сложного явления социальной истории Великой Отечественной войны – советского партизанского движения. Максимально историчное исследование оказалось возможным, прежде всего, благодаря формированию общедоступных электронных баз данных с десятками миллионов персональных записей с десятками информационных параметров в каждой. Комплексная обработка связной репрезентативной информации различных ЭБД на длительных непрерывных линиях позволяет «собрать» коллективный социальный портрет советских партизан как комплекс формирующих признаков и сравнить его с коллективными портретами других групп социальных активистов 1941–1945 гг. В числе этих признаков-черт: общее и особенное времени и места рождения будущих активистов периода большой войны, их социального происхождения и довоенного социального положения, половозрастной структуры, национального состава, межвоенных миграций, положения в РККА и характера участия в войне. Особое внимание уделено социально-исторической антропологии активизма периода большой войны. Статья обильно обеспечена графическими итогами исследования.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Проанализирована специфика организации транспортировки русских паломников в Палестину, дана оценка деятельности Русского общества пароходства и торговли в организации доставки богомольцев, проанализирована эффективность созданной системы отправления пассажиров. Актуальность исследования заключена в комплексном изучении деятельности Русского общества пароходства и торговли в деле обустройства паломнических маршрутов, роли созданной транспортной инфраструктуры в становлении русского присутствия на Православном Востоке. Новизна работы определена изучением межведомственного сотрудничества светских структур в деле обустройства Русский Палестины, вводом в научный оборот новых источников из фонда Б.П. Мансурова (ГАТО. Ф. 972). Показано, что включение в Палестинский проект Русского общества пароходства и торговли позволяло найти приемлемые решения для перевозки огромного количества русских паломников. Впервые в истории России было организовано централизованное отправление богомольцев в Палестину, созданы условия для их приема и размещения в Святых Местах. Обращено внимание на то, что руководство Русского общества пароходства и торговли должно было не только содействовать перевозке паломников, но и взять на себя часть расходов на организацию иерусалимского консульства, соединив при этом должности консула и главного агента Общества в одном лице. Выявлено, что создание инфраструктуры для приема и размещения паломников на территории Палестины открывало новый этап развития Русского присутствия в Святой Земле, укрепляло культурные и религиозные связи России и Ближневосточного региона.
Посвящено деятельности чиновника по особым поручениям Б.П. Мансурова в Палестине и его взаимоотношениям с начальниками Русской духовной миссии – архимандритом Порфирием (Успенским), епископом Мелитопольским Кириллом (Наумовым), архимандритом Антонинином (Капустиным). Актуальность выбранной темы определена необходимостью восстановления общей картины становления русского присутствия на Святой Земле. Новизна исследования состоит в вводе в научный оборот источников из личного фонда документов Мансуровых из Государственного архива Тамбовской области (Ф. 978). Показано, что значительная часть переписки Б.П. Мансурова с Порфирием (Успенским) была посвящена проблеме поиска и организации пристани для приема русских паломников на Афоне. В качестве перевозчика богомольцев должно было выступить Русское общество пароходства и торговли. Выявлено, что отношения Б.П. Мансурова с Кириллом (Наумовым) и Антононом (Капустиным) сопровождались постоянными конфликтами. Причина заключалась в несовпадении интересов Церкви и государства в Святой Земле. Церковь ориентировалась на заботу о Миссии, духовном просвещении, быте паломников, а государство преследовало цели защиты интересов Российской империи на Ближнем Востоке. Установлено, что в отношениях Б.П. Мансурова с начальниками Русской духовной миссии ярко проявилась проблематика церковно-государственных отношений Синодального периода. В своей деятельности Миссии приходилось руководствоваться указаниями и согласием государственных институтов Российской империи, иногда в ущерб межцерковным отношениям, делу христианского просвещения народа.
Суэцкий кризис 1956 г. по праву считается одним из самых острых региональных конфликтов периода «холодной войны». В конфликт оказались вовлечены две из пяти стран-участниц Совета Безопасности, которые активно пользовались правом вето в отношении любых попыток урегулирования, что парализовало существующий механизм разрешения конфликтов в рамках ООН. Разногласия «великих» держав угрожали перерасти из дипломатического противостояния в военное, а сам конфликт из регионального в глобальный. Однако выход нашелся на одной из Специальных сессий Генеральной Ассамблеи, где канадец Л.Б. Пирсон представил свою идею урегулирования конфликта путем создания Чрезвычайных вооруженных сил ООН. Посвящено идее создания миротворческих сил ООН, основоположником которой является канадский дипломат Л.Б. Пирсон. Целью данного исследования является анализ роли Л.Б. Пирсона в формировании идеи миротворчества, на примере участия в урегулировании Суэцкого кризиса. Рассмотрены исторические аспекты и условия создания Чрезвычайных вооруженных сил, проведен их сравнительный анализ с первыми наблюдательными миссиями ООН, обоснованы принципы, ставшие основой функционирования миротворческих сил. Сделан вывод, что именно идеи Л.Б. Пирсона способствовали разрешению одного из самых острых кризисов второй половины XX века, а создание миротворческих сил доказало эффективность деятельности ООН по поддержанию международного мира и безопасности, урегулированию конфликтов, а также заложило основу современного миротворчества.
Несмотря на разрядку 2018 г., обстановка на Корейском полуострове остается напряженной. Несмотря на уже ставшие регулярными встречи лидеров, Корейская Народно-Демократическая Республика и Соединенные Штаты Америки затрудняются продвинуться по пути дипломатического урегулирования ядерного вопроса, и ситуация постепенно сползает к новому обострению. Цель данного исследования – описать состояние переговоров по денуклеаризации на осень 2019 г. и предложить решения, которые помогут сдвинуть дипломатический процесс с мертвой точки. Сейчас переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова проходят исключительно в двустороннем формате. Таким образом, безопасность всего региона зависит от текущей ситуации в отношениях Пхеньяна и Вашингтона, а два этих основных игрока ставят перед собой малосовместимые цели и, не доверяя друг другу, не склонны уступать по принципиальным вопросам. В течение почти всего 2019 г. пробуксовка реальных переговоров сопровождалась интенсивным протокольным общением между лидерами Северной Кореи и США. Судя по всему, обе стороны понимают, что не смогут договориться, однако пока что не желают переходить к открытому конфликту. В такой обстановке остальным странам региона – прежде всего России – было бы целесообразно не оставаться безучастными наблюдателями, а выступить за переход к многостороннему формату урегулирования, чтобы перейти к равноправному строительству общей безопасности.
РЕЦЕНЗИИ
Дана оценка монографии, посвященной истории и культурному развитию Германской Демократической Республики. Высоко оценена историческая и культурологическая квалификация В.В. Нефедова. Дан глубокий анализ поставленной проблемы. Монография ярко иллюстрирует общую культуру стран социализма.
ISSN 2782-5825 (Online)