Формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов (на примере специалистов библиотечного дела)
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-166-175
Аннотация
Проанализированы наиболее часто встречаемые проблемы в области профессиональных рисков работников библиотечной сферы. К негативным последствиям профессионального влияния работы в библиотеке относится появление перенапряжения нервной системы, ведущего к внутренней эмоциональной опустошенности и синдрому «эмоционального сгорания»; развитие гиподинамии, приводящей к нарушениям в деятельности опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы работников; возникновение переутомления и потеря зрения в процессе работы за персональным компьютером. Кроме того, основная деятельность библиотекаря осуществляется в условиях отрицательного воздействия бумажной и книжной пыли, присутствия в микрофлоре болезнетворных бактерий и грибков, несоответствия параметров микроклимата в помещениях библиотек требуемым нормам. Серьезный риск, которому подвержены библиотекари на своих рабочих местах, связан с развитием заболеваний органов дыхания, которые могут быть аллергического характера (бронхиальная астма) или передающихся воздушно-капельным путем (туберкулез, вирусы гриппа). Результаты тестирования жизненной емкости легких, времени задержки дыхания на вдохе и выдохе студенток 1–2 курсов факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина позволили выявить картину функционального состояния дыхательной системы, подверженной значительному риску в процессе профессиональной деятельности работника библиотечной сферы. Предполагается, что формирование системы знаний и умений, касающихся профессиональной безопасности, охраны здоровья, профилактики отдельных заболеваний работников библиотечной сферы должны закладываться в период обучения в вузе, в том числе на занятиях физической культурой.
Ключевые слова
Об авторах
Я. В. ПлатоноваРоссия
Платонова Яна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
А. Н. Сысоев
Россия
Сысоев Александр Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
В. В. Пужаев
Россия
Пужаев Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки
117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12
Список литературы
1. Астахов А.М. Физическая подготовка студентов вузов культуры. М.: МГИК, 1992. 117 с.
2. Коновалов И.Е. Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов ССУЗ // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. № 8.
3. Головко С.И. Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса // Научный диалог. 2014. № 2 (26). С. 61-77.
4. Доценко А.В. Профессиональные заболевания библиотекарей: Вопросы организации труда в библиотеках // Молодые в библиотечном деле. 2006. № 5-6. С. 103-105.
5. Турдиева Е. Синдром выгорания в среде библиотекарей. URL: http://conference.bik.org.kg/uploads/filesarchive/2006/papers/Turdieva_AUCA.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
6. Савич Л.Е. Здоровье библиотечного специалиста: проблема нуждается в исследовании // Библиосфера. 2011. № 2. С. 85-90.
7. Добрусина С.А. Стабилизация бумаги документов. М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2014. 176 с.
8. Нюкша Ю.П. Опасные связи. «Болезни» книг и болезни человека // Библиотечное дело. 2003. № 8. С. 29-30.
9. Кириллова Н.В. Безопасность персонала библиотек (микологический аспект) // Молодые в библиотечном деле. 2005. № 9/10. С. 79-83.
10. Добрин В.Л. Современные медико-социальные факторы, влияющие на состояние здоровья работников библиотек // Молодые в библиотечном деле. 2006. № 5/6. С. 92-97.
11. Платонова Я.В. Формирование физической культуры личности студентов с учетом их будущей профессиональной деятельности (на примере профессии врача) // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 3. С. 97-101.
12. Пикина И.В. Профессиональные заболевания и риски библиотекарей // Молодые в библиотечном деле. 2006. № 5/6. С. 105-108.
13. Коняева М.А. Специфика прикладной физической культуры в системе формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов музыкального вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12. С. 363-367.
14. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990. 319 с.
15. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Сов. спорт, 2004. 192 с.
16. Савкин В.В., Хамитова А.А., Яркова И.О. Оценка дыхательного резерва у студентов медицинского университета // Молодой ученый. 2019. № 21. С. 70-72.
Рецензия
Для цитирования:
Платонова Я.В., Сысоев А.Н., Пужаев В.В. Формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов (на примере специалистов библиотечного дела). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(185):166-175. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-166-175
For citation:
Platonova Y.V., Sisoev A.N., Puzhayev V.V. Students personality professional and applied physical culture formation (on the example of librarianship specialists). Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(185):166-175. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-166-175