Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Оценка результативности формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе интернет-социализации

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1663-1679

Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена необходимостью трансформации системы практико-ориентированного обучения в новых условиях профессиональной социализации студентов, поиска эффективных механизмов интернет-социализации. Представлены организационно-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе интернет-социализации: создание специальной программы для развития профессиональных ценностей; организация специальных онлайн-курсов, вебинаров, направленных на развитие профессиональных ценностей; создание благоприятной образовательной интернет-среды для формирования профессиональных ценностей; вовлечение студентов в профессиональную деятельность и практику при помощи онлайн-практик, онлайн-платформ для фриланса и удаленной работы, онлайн-образовательных платформ или других онлайн-ресурсов; организация взаимодействия студентов, преподавателей, представителей бизнес-сообщества в условиях интернет-социализации с целью формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. Определены критерии и показатели сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов: когнитивный, деятельностный, эмоционально-оценочный.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 62 студента Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина и Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет). Основные методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, анкетирование, эксперимент. Для статистической проверки значимости результатов использовался U-критерий Манна–Уитни и критерий знаковых рангов Уилкоксона
Результаты исследования. Представлены основные результаты опытно-экспериментальной работы по апробации организационно-педагогических условий в процессе прохождения технологической и преддипломной практики.
Выводы. На основе проведенного исследования обоснована эффективность использования выделенных организационно-педагогических условий для повышения эффективности формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе интернет-социализации.

Об авторах

М. С. Чванова
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Россия

Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий

109004,  г. Москва, ул. Земляной Вал, 73



И. А. Киселева
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Россия

Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий

109004,  г. Москва, ул. Земляной Вал, 73



М. С. Анурьева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Анурьева Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Чванова М.С., Киселева И.А. Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14, https://elibrary.ru/xutauf

2. Фролова Е.В. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 327-330. https://elibrary.ru/ythovf

3. Самойлик Н.А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика. Новокузнецк: Кузбас. ин-т Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. 174 с. https://elibrary.ru/atwwps

4. Манченко И.П. Профессиональные ценности современных экономистов как психолого-педагогическая проблема // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 4. С. 84-90. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2020-15-4-84-90, https://elibrary.ru/biabwm

5. Мищенко В.А., Фролова Е.В. Структурные компоненты профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 139-142. https://elibrary.ru/qzftde

6. Белогорцев Н.Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 434-436. https://elibrary.ru/xifizz

7. Лунева Е.В., Бобкова Н.Д., Брызгалова О.Н., Хрипунова О.Г. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 38-42. https://doi.org/10.20339/AM.08-20.038, https://elibrary.ru/xowytp

8. Чжэн В. Влияние Интернета на систему ценностей китайской молодежи // Научный аспект. 2024. Т. 19. № 1. С. 2327-2330. https://elibrary.ru/dchxns

9. Кузнецова К.В. Влияние интернета на формирование ценностей молодежи // Форум молодежной науки. 2020. Т. 1. № 3. С. 20-25. https://doi.org/10.35599/forummn/01.03.04, https://elibrary.ru/pbmrpx

10. Савельева О.А., Бободжонова О.Н. Влияние интернет-среды на формирование личности обучающихся в современном информационном обществе // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 27-30. https://elibrary.ru/xrghox

11. Tyurina J.A., Shimolina M.V., Lutsenko E.L., Savin S.D., Gareeva I.A. Value Orientations of modern youth // International Scientific Conference: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2022. № 126. P. 853-859. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.06.94, https://elibrary.ru/eysods

12. Trasorras R., Weinstein A., Abratt R. Value, satisfaction, loyalty and retention in professional services // Marketing Intelligence & Planning. 2009. Vol. 27. № 5. P. 615-632. https://doi.org/10.1108/02634500910977854

13. Левин Л.М. Особенности поведения в социальных сетях у молодежи: поисковое исследование (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 85-91. https://doi.org/10.25629/HC.2020.01.09, https://elibrary.ru/vvpxfu

14. Chvanova M.S., Khramova M.V., Pitsik E.N. Investigation of internet influence on users social needs // Quality Management, Transport and Information Security: Proceedings of the 2017 International Conference, Information Technologies. St. Petersburg, 2017. P. 652-657. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085908

15. Chvanova М.S., Kiseleva I.A., Anurieva M.S. Identification of the pedagogical potential of Internet socialization of youth in the international professional community. Perspectives of Science and Education. 2023. № 65 (5). P. 447-462. https://doi.org/10.32744/pse.2023.5.26, https://elibrary.ru/zvywll

16. Харченко В.С. Потенциал взаимодействия работодателей и вузов (пример Уральского региона) // Регион: Экономика и Социология. 2021. № 1 (109). C. 97-126. https://doi.org/10.15372/REG20210104, https://elibrary.ru/zxgfzb

17. Зернов Д.В., Шалютина Н.В. Типология интернет-практик молодежи в социальных сетях: ориентации и режимы использования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 4 (68). С. 84-94. https://doi.org/10.52452/18115942_2022_4_84, https://elibrary.ru/quaoce

18. Junco R., Elavsky C., Heiberger G. Putting Twitter to the test: Assessing outcomes for student collaboration, engagement and success // British Journal of Educational Technology. 2012. Vol. 44. № 2. P. 273-287. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2012.01284.x

19. Paul P. Virtual Placements to Develop Employability Skills for Civil and Environmental Engineering Students // Education Sciences. 2015. № 5 (2). P. 47-64. https://doi.org/10.3390/educsci5020047

20. Gasevic D., Kovanovic V., Joksimovic S., Siemens G. Where is research on massive open online courses headed? A data analysis of the MOOC Research Initiative // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. № 115 (5). P. 134-176. https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i5.1954

21. Park M., Jones T. Going Virtual: The Impact of COVID-19 on Internships in Tourism, Events, and Hospitality Education // Journal of Hospitality & Tourism Education. 2021. № 33 (1). P. 1-18. https://doi.org/10.1080/10963758.2021.1907198

22. Januszewski A., Grzeszczak M. Internship of Accounting Students in the Form of E-Learning // Insights from Poland, Education Sciences. 2021. № 11 (8). Art. 447. https://doi.org/10.3390/educsci11080447

23. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 488 с. https://elibrary.ru/qxwoil

24. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 203 с. https://elibrary.ru/qxoalp


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С. Оценка результативности формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе интернет-социализации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(6):1663-1679. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1663-1679

For citation:


Chvanova M.S., Kiseleva I.A., Anurieva M.S. Assessment of the effectiveness of forming professional-values orientations of students in the process of Internet socialization. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(6):1663-1679. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1663-1679

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)