Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14

EDN: cehwob

Аннотация

Снижение результативности аспирантских программ выступает одним из проблемных вопросов деятельности аспирантуры в любом вузе. Во многом слабые по качеству обучающихся наборы обусловлены плохой информированностью выпускников специалитета и магистратуры о том, что представляет из себя обучение на третьем уровне высшего профессионального образования, какие преимущества и кому дает получение ученой степени кандидата наук. В этой связи профориентационная работа в аспирантуре выступает одним из важных факторов ее результативности. Вместе с тем анализ исследований, посвященных организации профориентационной работы с учащимися, свидетельствует о том, что в большинстве вузов основной целью профориентационной работы является привлечение выпускников средних школ к поступлению в вуз и выбор конкретного направления подготовки и профиля обучения. Отсутствие многоуровневой профориентационной системы «школьник–студент–выпускник» не позволяет комплексно развивать у студентов бакалавриата и специалитета индивидуальную траекторию становления в научно-исследователь-ской сфере и методично готовить обучающихся к продолжению обучения в аспирантуре. В настоящем исследовании а) обозначена актуальность и обусловлена необходимость организации профориентационной работы среди студентов, обучающихся на направлениях подготовки бакалавриата/специалитета, магистратуры для поступления в аспирантуру; б) рассмотрен педагогический потенциал института наставничества в организации профориентационных мероприятий для привлечения талантливой молодежи в аспирантуру; в) предложено описание опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по реализации в рамках института наставничества научно-просветительского проекта «Я хочу быть аспирантом». Предметно-тематическое содержание проекта включает три блока:
1) аспирантура: что это такое; 2) поступление и обучение в аспирантуре; 3) научные журналы и публикационная этика. В работе подробно описано содержание проекта.

Об авторах

В. Ю. Стромов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Стромов Владимир Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, ректор. 

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



П. В. Сысоев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров. 

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



В. В. Завьялов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Завьялов Владимир Владимирович, председатель Объединенного студенческого научного совета, зам. начальника управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров.

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации профориентационной работы в универ-ситете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.

2. Прохоров А.В. Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного уни-верситета имени Г.Р. Державина // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2019. Т. 14. № 3 (107). С. 13-17. DOI 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17

3. Курочкина Л.В. Организация профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образова-ния // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 139-146.

4. Кобец А.В. Психологические особенности профориентационной работы в правоохранительной сис-теме // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 56-64.

5. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151-165.

6. Прохоров А.В. Университет как субъект профориентационной работы со школьниками // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 187. С. 15-20. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20

7. Прохоров А.В., Жмырева Н.А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76. DOI 10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1939. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. 416 с.

9. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумани-тарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 174. С. 7-14. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14

10. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82.

11. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» – технология формирования до-полнительных компетенций у студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. № 5 (225). С. 20-29.

12. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодежного предпри-нимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102-109.

13. Урмина И.А., Горелова Н.Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. 2010. № 7 (61). С. 85-94.


Рецензия

Для цитирования:


Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14. EDN: cehwob

For citation:


Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Attracting talented youth to study in Post-Graduate Programme at a classical university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(189):7-14. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14. EDN: cehwob

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)