Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Лингводидактические функции метода взаимной оценки при обучении студентов письменному речевому высказыванию

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-58-68

EDN: rutdfl

Аннотация

Метод взаимной оценки является одним из методов проблемного обучения. Его сущность заключается во взаимном изучении студентами письменных работ друг друга с целью их комментирования и оценки для последующей доработки. Как и любой метод обучения, метод взаимной оценки обладает лингводидактическими свойствами – характеристиками, лежащими в его основе, существенными для методики преподавания иностранным языкам и отличающие данный метод от других. Также метод взаимной оценки обладает специфическими лингводидактическими функциями – внешним проявлением лингводидактических свойств метода обучения, которые показывают, какие учебно-познавательные задачи решает использование данного метода на практике в обучении иностранному языку. На основе анализа литературы выделены следующие лингводидактические функции данного метода: а) развитие студенческого наставничества в обучении; б) разделение студентами ответственности за овладение учебным материалом; в) использование смешанного обучения при реализации метода взаимной оценки; г) изменение роли преподавателя из «носителя знаний» в модератора учебно-познавательной деятельности студентов; д) изменение соотношения между аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельностью студентов; е) сокращение сроков проверки тренировочных письменных работ студентов. В работе подробно описана каждая из выделенных функций. 

Об авторе

Д. В. Кретов
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Россия

Кретов Денис Владимирович, ассистент кафедры английского языка.

398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42



Список литературы

1. Мерзляков К.А. Метод рецензирования в методике обучения письменной речи на иностранном языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. № 3-4 (155-156). С. 38-48. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-38-48

2. Мерзляков К.А. Методика обучения международной письменной коммуникации студентов направле-ния подготовки «Международные отношения» на основе метода рецензирования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2016.

3. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Методика обучения письменной речи студентов направления подготов-ки «Международные отношения на основе метода рецензирования» // Язык и культура. 2016. № 2. С. 195-206.

4. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования в обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвис-тика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36-47.

5. Коровина И.В. Универсальность метода peer review при преподавании иностранных языков // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. (с междунар. участием). Саранск, 2017. С. 201-205.

6. Коровина И.В., Константинов Д.В., Сафонкина О.С. Использование метода “Peer review” для кон-троля и оценки языковых знаний // Вестник Самарского государственного технического университе-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 3 (43). С. 55-71.

7. Тишкова И.Л. Проблемное обучение. Метод рецензирования в обучении письменной речи на ино-странном языке // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 142-145.

8. Харламенко И.В. Обучение письменной речевой деятельности для подготовки ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения // Иностранные языки в школе. 2020. № 10. С. 29-36.

9. Харламенко И.В. Модель обучения письменно-речевым умениям иностранного языка студентов не-языковых вузов на базе вики-технологии (английский язык): автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГПУ, 2020.

10. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград: ГИЗ, 1935.

11. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4-11.

12. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1939. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. 416 с.

14. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих ино-странный язык. М.: АРКТИ, 2002.

15. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.

16. Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информа-ционных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.

17. Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 8-10.

18. Золотарева Н.Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога // Образование в со-временной школе. 2012. № 8. С. 9-11.

19. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие студенческого наставничества в научно-обра-зовательной сфере в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 174. С. 7-14. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14

20. Hedgecock J.S., Lefkowitz N. Collaborative oral/aural revision in foreign language writing instruction // Journal of Second Language Writing. 1992. № 1 (3). P. 255-276.

21. Rollinson P. Thinking about Peer Review. Oxford: Oxford University Press, 2004.

22. Al-Jamal D. The importance of peer response in enhancing ninth grader's writing skills // Journal of Educa-tional and Psychological Sciences. 2009. № 1 (1). P. 13-40.

23. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.

24. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Кн. дом «Либроком», 2019.

25. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва: Глосса-Пресс; Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 182 с.

26. Свиридов Д.О. Формирование грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. № 11 (151). С. 22-28. DOI 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-22-28

27. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов // Ино-странные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.

28. Евстигнеева И.А. Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информа-ционных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 2. С. 17-21.

29. Максаев А.А. Развитие социокультурных и речевых умений учащихся на основе международных образовательных языковых проектов // Иностранные языки в школе. 2015. № 2. С. 47-56.

30. Guamgwei H. Using peer review with Chinese ESL student writers // Language Teaching Research. 2005. № 9 (3). P. 321-342.

31. Bransford J., Brown A., Cocking R. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School. Washington: National Academy Press, 2000.


Рецензия

Для цитирования:


Кретов Д.В. Лингводидактические функции метода взаимной оценки при обучении студентов письменному речевому высказыванию. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):58-68. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-58-68. EDN: rutdfl

For citation:


Kretov D.V. Linguodidactic functions of the peer review method in teaching students written speech utterance. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(189):58-68. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-58-68. EDN: rutdfl

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)