Лингводидактические функции метода взаимной оценки при обучении студентов письменному речевому высказыванию
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-58-68
EDN: rutdfl
Аннотация
Метод взаимной оценки является одним из методов проблемного обучения. Его сущность заключается во взаимном изучении студентами письменных работ друг друга с целью их комментирования и оценки для последующей доработки. Как и любой метод обучения, метод взаимной оценки обладает лингводидактическими свойствами – характеристиками, лежащими в его основе, существенными для методики преподавания иностранным языкам и отличающие данный метод от других. Также метод взаимной оценки обладает специфическими лингводидактическими функциями – внешним проявлением лингводидактических свойств метода обучения, которые показывают, какие учебно-познавательные задачи решает использование данного метода на практике в обучении иностранному языку. На основе анализа литературы выделены следующие лингводидактические функции данного метода: а) развитие студенческого наставничества в обучении; б) разделение студентами ответственности за овладение учебным материалом; в) использование смешанного обучения при реализации метода взаимной оценки; г) изменение роли преподавателя из «носителя знаний» в модератора учебно-познавательной деятельности студентов; д) изменение соотношения между аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельностью студентов; е) сокращение сроков проверки тренировочных письменных работ студентов. В работе подробно описана каждая из выделенных функций.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. КретовРоссия
Кретов Денис Владимирович, ассистент кафедры английского языка.
398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42
Список литературы
1. Мерзляков К.А. Метод рецензирования в методике обучения письменной речи на иностранном языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. № 3-4 (155-156). С. 38-48. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-38-48
2. Мерзляков К.А. Методика обучения международной письменной коммуникации студентов направле-ния подготовки «Международные отношения» на основе метода рецензирования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2016.
3. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Методика обучения письменной речи студентов направления подготов-ки «Международные отношения на основе метода рецензирования» // Язык и культура. 2016. № 2. С. 195-206.
4. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования в обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвис-тика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36-47.
5. Коровина И.В. Универсальность метода peer review при преподавании иностранных языков // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. (с междунар. участием). Саранск, 2017. С. 201-205.
6. Коровина И.В., Константинов Д.В., Сафонкина О.С. Использование метода “Peer review” для кон-троля и оценки языковых знаний // Вестник Самарского государственного технического университе-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 3 (43). С. 55-71.
7. Тишкова И.Л. Проблемное обучение. Метод рецензирования в обучении письменной речи на ино-странном языке // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 142-145.
8. Харламенко И.В. Обучение письменной речевой деятельности для подготовки ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения // Иностранные языки в школе. 2020. № 10. С. 29-36.
9. Харламенко И.В. Модель обучения письменно-речевым умениям иностранного языка студентов не-языковых вузов на базе вики-технологии (английский язык): автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГПУ, 2020.
10. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград: ГИЗ, 1935.
11. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4-11.
12. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.
13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1939. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. 416 с.
14. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих ино-странный язык. М.: АРКТИ, 2002.
15. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.
16. Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информа-ционных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.
17. Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 8-10.
18. Золотарева Н.Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога // Образование в со-временной школе. 2012. № 8. С. 9-11.
19. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие студенческого наставничества в научно-обра-зовательной сфере в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 174. С. 7-14. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14
20. Hedgecock J.S., Lefkowitz N. Collaborative oral/aural revision in foreign language writing instruction // Journal of Second Language Writing. 1992. № 1 (3). P. 255-276.
21. Rollinson P. Thinking about Peer Review. Oxford: Oxford University Press, 2004.
22. Al-Jamal D. The importance of peer response in enhancing ninth grader's writing skills // Journal of Educa-tional and Psychological Sciences. 2009. № 1 (1). P. 13-40.
23. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
24. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Кн. дом «Либроком», 2019.
25. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва: Глосса-Пресс; Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 182 с.
26. Свиридов Д.О. Формирование грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. № 11 (151). С. 22-28. DOI 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-22-28
27. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов // Ино-странные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.
28. Евстигнеева И.А. Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информа-ционных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 2. С. 17-21.
29. Максаев А.А. Развитие социокультурных и речевых умений учащихся на основе международных образовательных языковых проектов // Иностранные языки в школе. 2015. № 2. С. 47-56.
30. Guamgwei H. Using peer review with Chinese ESL student writers // Language Teaching Research. 2005. № 9 (3). P. 321-342.
31. Bransford J., Brown A., Cocking R. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School. Washington: National Academy Press, 2000.
Рецензия
Для цитирования:
Кретов Д.В. Лингводидактические функции метода взаимной оценки при обучении студентов письменному речевому высказыванию. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):58-68. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-58-68. EDN: rutdfl
For citation:
Kretov D.V. Linguodidactic functions of the peer review method in teaching students written speech utterance. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(189):58-68. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-58-68. EDN: rutdfl