Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Педагогическая грамматика русского языка в ономастическом и когнитивном аспектах

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-39-47

Аннотация

Изложены основные черты педагогической грамматики, позволяющей использовать образовательный потенциал имен собственных в обучении русскому языку узбекских студентов, осуществлять воспитательную деятельность – расширять кругозор и спектр ономастических знаний, способствовать формированию ономастической культуры. Доказано, что сложившаяся антропоцентрическая модель в системе современного филологического образования должна включать педагогические аспекты ономастики. Структура общеобязательного знания о категории мужского и женского родов имени существительного в русском языке связана с обозначением лиц разного пола, что отражает один из принципов педагогического описания русского языка – включение максимальной информации, способствующей запоминанию слова и вскрытию культурного своеобразия русского языка, того, что являет собой языковую картину мира. Акцентировано внимание на тот факт, что педагогическое описание ономастической лексики с опорой на основную когнитивную функцию языка позволяет учитывать процесс категоризации, при котором происходит форматирование языкового статуса класса «феминитивов», содержательной категории имен собственных женского рода как новых объектов действительности, что еще не сориентировано на учебное описание этих языковых образований в учебниках для вузов и школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения. Обосновано, что с позиции педагогической грамматики знания о категории женского рода существительных как о производном русском слове должны формироваться как вторичные новые знания, а первичные знания, связанные со знанием производящего слова, включаться в интерпретацию феминитивов, что соответствует представлению о расширении знаний о русском языке.

Об авторах

А. С. Щербак
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
Узбекистан

Щербак Антонина Семеновна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, Тамбовский ГУ  им. Г.Р. Державина; профессор кафедры русского языка, Самаркандский ГУ им. Шарофа Рашидова.

392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33; 140104, Самарканд, Университетский б-р, 15



С. Ж. Атавуллаева
Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
Узбекистан

Атавуллаева Саида Жумабекмурадовна - старший преподаватель кафедры русского языка.

140104, Самарканд, Университетский б-р, 15



Список литературы

1. Голованова Е.И. Категория рода как когнитивная матрица // Челябинский гуманитарий. 2013. № 3 (24). С. 25-30. https://elibrary.ru/rpdgrl

2. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 25-22. https://elibrary.ru/iiqxrh

3. Щербак А.С. Ономастическое сознание как когнитивно-языковая система // Когнитивные исследования языка. 2020. № 3 (42). С. 301-304. https://elibrary.ru/ffvvys

4. Щелокова А.А. Ошибка в категоризации рода при речепорождении иностранцев, изучающих русский язык // Неофилология. 2020. Т. 6. № 23. С. 496-502. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-496502, https://elibrary.ru/fcjwki

5. Овчинникова Е.В., Кузьмина В.М. Влияние гендерных стереотипов на определение рода имен существительного учащимися – носителями китайского языка // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: докл. 9 Междунар. науч-практ. конф. / под ред. М.А. Ивановой. Благовещенск: Благовещ. гос. пед. ун-т., 2019. С. 58-63. https://elibrary.ru/jfdhyo

6. Томчани Л.В. Типологические контрасты русского и узбекских языков // Молодой ученый. 2017. № 14 (148). С. 736-738. https://elibrary.ru/yjwtwn


Рецензия

Для цитирования:


Щербак А.С., Атавуллаева С.Ж. Педагогическая грамматика русского языка в ономастическом и когнитивном аспектах. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(1):39-47. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-39-47

For citation:


Shcherbak A.S., Atavullaeva S.Z. Pedagogical grammar of the Russian language in onomastic and cognitive aspects. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(1):39-47. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-39-47

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)